КАЮТ-КОМПАНИЯ

КАЮТ-КОМПАНИЯ

(Ward-room, mess-room, saloon) - помещение на корабле для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола начальствующего состава.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Кают-компания

помещение на корабле (судне) для офицерского (командного) состава. В ВМФ (ВМС) многих стран на кораблях существуют также коют-компании для старшин (унтер-офицеров, мичманов). Первенствующим лицом в офицерской кают-компании является (в отсутствии командира корабля и его прямых начальников) старший помощник командира корабля, а в кают-компании старшин - главный боцман корабля.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Кают-Компания

столовая и место отдыха командного состава корабля.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЮТ-КОМПАНИЯ" в других словарях:

    - (голл. фр.). Общая комната для офицеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЮТ КОМПАНИЯ голл. франц. Общая комната для офицеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАЮТ КОМПАНИЯ, кают компании, жен. (спец.). Общая комната для пассажиров, а на военном судне для командного состава. «Ушел в кают компанию и лег на диван.» Гончаров. Каюты все были заняты, и пришлось поместиться в кают компании. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    кают-компания - и, ж. нем. Kajüt каюта + Kompanie <фр. Compagnie общество, компания. Общее помещение на судне для приема пищи и отдыха (для начальствующего состава). Крысин 1998. Лекс. Ян. 1804: кают компания; САН 1847: каю/т компания … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    кают-компания - помещение на корабле (судне) для офицерского (командного) состава. В ВМФ (ВМС) многих стран на кораблях существуют также кают компании для старшин (унтер офицеров, мичманов). Первенствующим лицом в офицерской кают компании является (в отсутствии… … Морской биографический словарь

    Кают компания общее помещение для обеда, совместного отдыха. Термин происходит от сочетания слов: из голландского языка «kajuit» «каюта» и французского «compagnie» «общество». Кают компании имеются практически на… … Википедия

    Кают компания, кают компании … Орфографический словарь-справочник

    - (от нидерл. kajuit каюта и франц. compagnie общество) общее помещение для командного состава судна, служащее столовой, местом собраний и отдыха … Большой Энциклопедический словарь

Помните, мы не давно . Многие высказались с огромным сожалением о том, что флот теряет такие уникальные суда. Однако, есть и хорошие новости связанные с другим измерительным кораблем времен СССР.

Корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению.

Этот корабль можно считать уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.).

24 июля 2012 года кораблю исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке, в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.

Давайте узнаем подробнее историю этого корабля.




Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них - дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.

Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов - история симбиоза космического и морского флотов.

1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля - командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК - Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.

Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» - Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ - бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).


Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.

Первые корабли проекта 1128 - Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название - «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия - Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.


Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски - на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были - радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.


Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.

Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;

После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия - ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260


Боевые работы и задания КИК

Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей - конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты - конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов - «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.

Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
- хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.


Проект 1914.1 «Маршал Крылов»

На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.

Главный разработчик - "Балсудопроект". Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе - логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.


Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства - 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 - это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;


Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба - 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы - 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав - 2-х местные каюты с душем;
- офицеры - одноместные каюты;
- командование - блок-каюты;
- командир корабля - блок-каюта с салоном для торжеств.


Корабль проекта 1914.1 даже сегодня - один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество - используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс - не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» - аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли - проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;

Основные характеристики «Маршала Крылов»:
- тип - стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение - 23.7 тысячи тонн;
- длина - 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка - 8 метров;
- полезная нагрузка - 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая - дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива - 5300 тонн, авиатоплива - 105 тонн, воды - более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля - 339 человек.


А вот еще интересный кораблик

Старшины и матросы принимают пищу в столовой личного состава . На кораблях, не имеющих специального помещения (столовой), пищу принимают в жилых помещениях. Если позволяет обстановка, прием пищи разрешается на верхней палубе на выносных столах.

Старшины и матросы для приема пищи расписываются по столам и бачкам в тех помещениях, в которых они размещены для жилья, и так, чтобы старшины и матросы одного отделения получали питание из одного бачка.

За каждым столом один из старшин назначается старшим по столу. Он обязан:

а) убедиться перед едой, что стол приготовлен для приема пищи и вся необходимая посуда и столовые принадлежности находятся в надлежащем порядке;

б) наблюдать во время еды за порядком;

в) убедиться после еды, что посуда и принадлежности вымыты и установлены на место, а стол очищен и приведен в исходное состояние.

Дежурный по кораблю с привлечением корабельного врача (фельдшера) до начала раздачи пищи должен проверить качество ее приготовления, санитарное состояние столовой, посуды и инвентаря, произвести контрольное взвешивание порций. Пища, кроме того, опробуется ежедневно командиром корабля или по его указанию одним из заместителей командира корабля. Результаты снятия пробы приготовленной пищи записываются в книге контроля за качеством ее приготовления.

В установленное время с разрешения командира корабля дежурный по кораблю (на ходу - вахтенный офицер) дает разрешение на выдачу пищи.

Кают-компания

Кают-компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров. Она должна быть тем центром, который способствует воспитанию их в духе верности отечеству. Кроме того, в кают-компании офицеры вырабатывают единые взгляды на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки, воспитания личного состава и организации службы на корабле.

Первенствующим лицом в кают-компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие - старший по должности (воинскому званию) из присутствующих в ней. В тех случаях, когда в кают-компании находятся командир корабля или его прямые начальники, первенствующее положение занимают они.

Общим столом в кают-компании заведует офицер, которого выбирают каждые полгода. Помощники командира корабля и лица старше их по служебному положению заведующими столом не выбираются. Заведующий столом в своей работе руководствуется указаниями старшего помощника командира корабля. Он несет ответственность за состояние инвентаря кают-компании, руководит работой вестовых, организует закупку продуктов для кают-компании и приготовление пищи. Решение о выделении заведующему столом денежных средств на улучшение питания (приобретение фруктов, свежих овощей и др.) принимается на собрании офицеров корабля.

Для приготовления пищи офицерам на корабле отводится отдельный камбуз или часть корабельного камбуза. Пищу к столу подают матросы (нештатные вестовые), назначенные с согласия командиров боевых частей (начальников служб) старшим помощником командира корабля.

Время приема пищи в кают-компании устанавливает командир корабля. Как правило, время общего стола распределяется следующим образом:

– утренний чай (завтрак) должен закончиться за 10 минут до подъема флага;

– обед и ужин назначаются во время обеда и ужина экипажа.

Сервировка столов в кают-компании в иное время запрещается, исключение делается для чая, который может подаваться во время свободное от работ, занятий и учений, перед (после) смены вахт на ходу.

Места офицеров за столами в кают-компании определяет старший помощник командира корабля. В кают-компании офицеры должны быть в установленной форме одежды, находиться в верхней или рабочей одежде и головных уборах не разрешается.

Для кают-компании мичманов, старшин контрактной службы (если позволяет спецификация корабля) на корабле отводится отдельное помещение. Старшим в кают-компании мичманов является главный боцман. В отношении кают-компании мичманов надлежит руководствоваться изложенными выше положениями о кают-компании офицеров. На подводных лодках мичманы могут принимать пищу в одном помещении со старшинами и матросами.

Общие положения

407 . Жилые помещения на корабле разделяются на каюты и помещения для команды (кубрики).

На тех кораблях, где весь личный состав не может быть размещен в кубриках, под жилье приспосабливаются палубы, выгородки и т.п., в этом случае на них распространяются все изложенные ниже положения для жилых помещений.

Используемые для жилья корабельные помещения другого назначения оборудуются основными предметами бытового обихода, как и жилые помещения.

На надводных кораблях не допускается отводить под жилье машинные и котельные отделения, мастерские, ходовые, гидроакустические, радио- и радиолокационные рубки, башни, помещения рулевых машин, дизель или турбогенераторов, прачечные, камбузы, хлебопекарни, кладовые и другие подобные помещения.

Личный состав подводных лодок и катеров при стоянке их в базе у причальных сооружений размещается на береговой или плавучей базе. Для лиц дежурно-вахтенной службы на этих кораблях определяются отдельные помещения.

408. Инвентарь для любого жилого помещения должен приниматься от службы снабжения корабля заведующим помещением или лицом, живущим в каюте (если в каюте живет несколько человек - старшим). В случае смены заведующих (старших) или освобождения каюты лицом, живущим в ней, инвентарь должен передаваться через службу снабжения.

409. Живущий в помещениях личный состав должен соблюдать корабельные правила, требования безопасности и поддерживать в них чистоту и порядок.

Жилые помещения команды и порядок, соблюдаемый в них

410. Все старшины и матросы, живущие в каютах и кубриках, получают стационарные койки и рундуки для вещей согласно расписанию, составляемому командирами боевых частей (начальниками служб) под общим руководством помощника командира корабля. Это расписание должно предусматривать размещение матросов и старшин в жилых помещениях, наиболее близко расположенных к их боевым постам, на которых они расписаны по боевой тревоге.

411. Жилые помещения команды должны быть приспособлены для жилья и оборудованы (иметь для всех живущих достаточное число коек, рундуков, вешалок, банок, столов и бачков с питьевой водой). Постели военнослужащих, размещенных в жилых помещениях, должны состоять из одеял, простыней, подушек с наволочками, матрацев, простилок. Кроме того, в каждом помещении должны быть шкафы или рундуки для хранения посуды, предметов для чистки обуви и обмундирования, для хранения ниток, пуговиц, приборочного материала. Помещения должны иметь достаточные освещение и вентиляцию.

412. Для поддержания порядка в жилых помещениях и соблюдения необходимых условий гигиены должны устанавливаться обязательные для всех старшин и матросов, единые по всему кораблю правила хранения предметов обмундирования, личных и коллективных вещей и заправки коек, утвержденные командиром соединения (корабля).

413. На каждое жилое помещение назначается заведующий им офицер (мичман). Кроме того, старший из живущих в нем лиц назначается старшим по помещению, в обязанность которого входит наблюдение за исполнением всеми живущими в помещении правил, касающихся корабельной жизни.

414. В жилых помещениях не разрешается находиться в верхней одежде и головных уборах, а также отдыхать лежа (спать) в не установленное время без разрешения командира боевой части или начальника службы (о полученном разрешении следует уведомить дежурного по боевой части, службе).

В период от подъема флага и до окончания вечерней поверки личный состав, находящийся в жилых помещениях, обязан быть в объявленной форме одежды.

415 . Во время корабельных работ, тревог, учений и занятий в жилых помещениях могут находиться лишь те старшины и матросы, которым назначено местопребывание в них по соответствующему расписанию, а также имеющие освобождение по болезни.

416 . В каждом помещении на специальных досках или в рамках вывешиваются опись инвентарного, аварийно-спасательного имущества и необходимые инструкции. Портреты, картины, плакаты и т.п. развешиваются только в жилых и культурно-просветительных помещениях. Портреты и картины должны быть в рамках, а плакаты и другие наглядные пособия на рейках. Запрещается что-либо наклеивать на борта, переборки, бимсы, мебель помещений и т. п.

Каюты, их распределение и порядок использования

417. Все офицеры, а также мичманы и старшины проходящие службу по контракту распределяются по каютам в порядке старшинства в зависимости от должности, а при равных должностях с учетом воинских званий. Один из проживающих в каюте назначается старшим.

Ответственность за сохранность оборудования и имущества кают возлагается на проживающих в них лиц.

Для временного размещения большого числа офицеров и других лиц, временно прибывающих на корабль, и при недостатке кают разрешается для них отводить места в кубриках.

418. План распределения кают составляет помощник командира, утверждает его командир корабля.

На кораблях, где размещен штаб и офицеры управления соединения, план распределения кают утверждает начальник штаба соединения.

Каюты, имеющие специальное техническое оборудование, не включаются в общее число кают, подлежащих распределению между временно прибывшими офицерами (другими лицами).

419. Помещения, занимаемые офицерами и мичманами, прибирают старшины и матросы согласно расписанию по приборкам.

420. Уходя из каюты даже на короткое время, военнослужащий, ее занимающий, должен выключить освещение и электронагревательные приборы. Запрещается закрывать каюту на ключ, если иллюминаторы в ней не задраены.

Перед съездом с корабля военнослужащий обязан задраить все имеющиеся в каюте иллюминаторы и выключить громкоговоритель корабельной радиотрансляции. Если каюту занимают двое или более военнослужащих, ответственность за задраивание иллюминаторов в каюте несет тот из них, кто съезжает с корабля последним.

421. Во время боя, тревог и осмотров каюты не должны запираться на ключ. Правом входа в каюты пользуются лица, имеющие необходимость в этом для исполнения обязанностей по расписаниям, а также лица, производящие осмотр корабля.

ПОРЯДОК ПРИЕМА ПИЩИ СТАРШИНАМИ И МАТРОСАМИ

422. Старшины и матросы принимают пищу в столовой личного состава. На кораблях, не имеющих специального помещения (столовой), пищу принимают в жилых помещениях.

Если позволяет обстановка, прием пищи разрешается на верхней палубе на выносных столах.

423. Старшины и матросы для приема пищи расписываются по столам и бачкам. Старшины и матросы должны распределяться по столам тех помещений, в которых они размещены для жилья, и так, чтобы старшины и матросы одного отделения получали питание из одного бачка.

424. На каждом столе один из старшин назначается старшим.

Старший за столом обязан:

а) перед едой убедиться, что стол приготовлен, и вся необходимая посуда и столовые принадлежности находятся в надлежащем порядке и состоянии;

б) во время еды наблюдать за порядком;

в) после еды убедиться, что посуда и принадлежности вымыты и установлены на место, а стол очищен и убран.

Старший за столом назначает бочковыми по очереди всех столующихся из бачка для сбора стола, получения пищи на камбузе, уборки его и мытья посуды.

425. К часу, установленному распорядком дня, приготовление пищи должно быть закончено.

До начала раздачи пищи врач совместно с дежурным по кораблю должен проверить качество пищи, санитарное состояние столовой, посуды и инвентаря, произвести контрольное взвешивание порций. Пища, кроме того, опробуется ежедневно командиром корабля или по его указанию одним из заместителей командира корабля.

Результаты снятия пробы приготовленной пищи записываются в книге по контролю за качеством ее приготовления.

В установленное время с ведома командира корабля дежурный по кораблю (на ходу - вахтенный офицер) дает разрешение на выдачу пищи.

Для лиц, не явившихся в определенное распорядком дня время к обеду и ужину, пища не оставляется, за исключением лиц, находившихся в расходе. Расходные получают пищу в указанных для этого местах после смены со службы или по возвращении с работ.

Оставляемая для расхода пища должна храниться в холодном месте не более двух часов и перед выдачей подвергаться тщательной тепловой обработке (кипячению, прожариванию).

Назначенным в наряд на работы вне корабля пища доставляется к месту работ. Если же доставка приготовленной пищи невозможна, перед отправкой на работы команде выдается продовольствие сухим пайком.

Лица корабельного наряда заступающей смены принимают пищу до раздачи ее всему личному составу.

О КАЮТ-КОМПАНИИ

426. Кают-компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров. Она должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров в духе верности Отечеству, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки, воспитания личного состава и организации службы корабля.

427 . Первенствующим лицом в кают-компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие старший из присутствующих в ней.

В тех случаях, когда в кают-компании находятся командир корабля или его прямые начальники, первенствующее положение переходит к ним.

428. В каждом отдельном случае с разрешения старшего помощника или командира корабля в кают-компанию могут быть приглашены во внеслужебное время мичманы, старшины и матросы.

429. Офицеры обязаны иметь общий стол в кают-компании, заведующего столом они выбирают из своей среды. Помощники командира корабля и лица старше их по служебному положению заведующими столом не выбираются.

По истечении трех месяцев после избрания заведующий столом имеет право отказаться от своих обязанностей. В случае недовольства офицеров заведующим столом он может быть переизбран в любое время.

430. Заведующий столом в своей работе руководствуется указаниями старшего помощника командира корабля. Он несет ответственность за состояние инвентаря кают-компании и руководит работой вестовых.

В соответствии с решением собрания офицеров о выделении денежных средств на улучшение питания в кают-компании (приобретение фруктов, свежих овощей и т.п.), заведующий столом организует закупку продуктов и приготовление пищи.

431. Для приготовления пищи офицерам на корабле отводится отдельный камбуз или часть корабельного камбуза.

Пищу к столу подают матросы (вестовые), назначенные старшим помощником командира корабля.

432. Время приема пищи в кают-компании устанавливает командир корабля.

Как правило, время общего стола распределяется следующим образом:

Утренний чай (завтрак) должен закончиться за 10 минут до подъема флага;

Обед и ужин назначаются во время обеда и ужина экипажа.

Дополнительный ужин устанавливается по общему желанию столующихся в кают-компании во время, утвержденное старшим помощником командира корабля. Сервировка столов в кают-компании в иное время запрещается, исключение делается для чая, который может подаваться во время, свободное от работ, занятий и учений, перед и после смены вахт на ходу.

433 . Командир корабля, если он не имеет специально оборудованного салона, столуется в кают-компании совместно с офицерами.

434. Места офицеров за столами в кают-компании определяет старший помощник командира корабля. В кают-компании офицеры должны быть в установленной форме одежды. Находиться в верхней одежде, рабочей одежде и головных уборах не разрешается.

435. Приборки кают-компании производятся согласно корабельному расписанию по приборкам, а между приборками вестовыми.

436 . Для кают-компании мичманов, старшин контрактной службы (если позволяет спецификация корабля) на корабле отводится отдельное помещение. Старшим в кают-компании мичманов является главный боцман. В отношении кают-компании мичманов надлежит руководствоваться изложенными выше положениями о кают-компании офицеров.

На подводных лодках мичманы могут принимать пищу в одном помещении со старшинами и матросами.

ПОРЯДОК ДОПУСКА НА КОРАБЛЬ

437 . Без проверки документов на корабль допускаются офицеры и мичманы своего корабля, прямые начальники командира корабля, а также офицеры штаба своего соединения, однако лишь при том условии, что все указанные лица хорошо известны вахтенному офицеру корабля (на малых кораблях - командиру вахтенного поста у входного трапа), то есть они знают прибывшего в лицо, занимаемую им должность и его фамилию.

Старшины и матросы своего корабля при одиночном возвращении из увольнения на берег, отпуска, госпиталя, командировки и т.п. допускаются на корабль только после проверки соответствующих документов.

438. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, не принадлежащие к экипажу корабля, допускаются на корабль после выяснения цели их прибытия. Для этого вахтенный офицер (командир вахтенного поста) обращается к прибывшему с вопросом, например: “Товарищ капитан 2 ранга, кому и как о Вас доложить?”. После проверки документов, удостоверяющих личность прибывшего, и выяснения цели его прибытия вахтенный офицер (командир вахтенного поста) производит доклад дежурному по кораблю, который принимает решение о допуске посетителя на корабль. В необходимых случаях дежурный по кораблю направляет прибывшего к названному им лицу в сопровождении рассыльного.

439. Допуск на корабль гражданских лиц, в том числе экскурсий и членов семей военнослужащих корабля, независимо от цели их посещения производится только по специальным разрешениям, пропускам или спискам, выдаваемым штабом флота или штабом объединения (соединения), после проверки документов, удостоверяющих личность.

На производственных предприятиях, выполняющих работы на корабле, гражданский персонал допускается на корабль по заводским (с фотокарточкой) пропускам после проверки по имеющемуся на вахте списку гражданского персонала, допущенного для производства ремонтных работ на кораблях соединения. Этот список должен своевременно корректироваться и подписываться командиром корабля.

Рабочие производственных предприятий, прибывшие на корабль для выполнения работ, регистрируются в специальном журнале у дежурного по кораблю или в боевых частях, оставляют пропуск дежурному по кораблю (вахтенному центрального поста подводной лодки) до завершения работ.

440. Обо всех прибывших на корабль посторонних лицах, как военнослужащих, так и гражданских, дежурный по кораблю докладывает старшему помощнику (помощнику) командира корабля и производит запись в вахтенный журнал.

Принимать посетителей разрешается только в жилых помещениях, кают-компаниях, каютах и клубах. Перечень помещений, разрешаемых для осмотра посетителями, устанавливает командир корабля.

После ухода с корабля всех посетителей дежурный по кораблю докладывает об этом старшему помощнику (помощнику) командира корабля. Дежурный по подводной лодке осматривает отсеки корабля.

441. Пребывание допущенных на корабль по личным делам не входящих в состав экипажа старшин и матросов, проходящих службу по призыву, разрешается только до 21 часа. Офицерам, мичманам, старшинам и матросам, проходящим службу по контракту, разрешается оставаться на корабле до 23 часов. Пребывание на корабле посторонних военнослужащих сверх указанного времени может быть продлено только с разрешения командира корабля.

442. На подводную лодку в период отсутствия командования или в ночное время с разрешения дежурного по кораблю допускается только личный состав экипажа, прибывший для несения службы корабельных нарядов. Должностные лица своего соединения допускаются на корабль с разрешения дежурного по соединению, в соответствии с указаниями командира соединения, начальника штаба или заместителя командира соединения по электромеханической части.

Для срочного устранения неисправности, ремонта или в других экстренных случаях (авария, перевод в боевую готовность, учения и т. д.) на подводную лодку с разрешения командира подводной лодки (дежурного по соединению) могут допускаться и другие члены экипажа. Представители ремонтных предприятий допускаются только по соответствующим распоряжениям (спискам), при наличии пропусков, действующих на соединении, где дислоцируется подводная лодка, в сопровождении офицера соответствующей боевой части (по распоряжению дежурного по соединению - в сопровождении лиц дежурно-вахтенной службы).

О прибытии и убытии лиц, не относящихся к дежурной и вахтенной службе подводной лодки, делается запись в журнале вахтенного центрального поста.

443 . Никто, кроме дежурного по соединению, его помощника по живучести и прямых начальников командира подводной лодки не имеет права осматривать подводную лодку и проверять ее состояние, не получив на то разрешения командира подводной лодки. Ремонт или осмотр оружия и технических средств подводной лодки во всех случаях должен производиться в присутствии заведующих оружием и техническими средствами.

О МЕСТАХ И ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

444. На кораблях ВМФ организация, порядок и места хранения стрелкового оружия, боеприпасов, подрывного боезапаса и пиротехнических средств определяются инструкциями, разработанными штабом соединения и утвержденными командиром соединения. При этом должны быть учтены особенности проекта, устройства корабля и решаемые им задачи.

445 . Приказом командира корабля назначаются заведующие, ответственные за учет, хранение, сбережение, выдачу стрелкового оружия и боеприпасов к нему, определяется место, порядок их выдачи и приема, порядок хранения ключей от арсеналов, погребов, пирамид, места для заряжания оружия и его чистки.

446. Стрелковое оружие и боезапас хранятся раздельно в арсеналах, погребах или специальных помещениях, находящихся под охраной лиц суточного наряда корабля. Люки, двери этих помещений оборудуются надежными запорами и оснащаются электрозвуковой и световой сигнализацией, выведенной в рубку дежурного по кораблю.

Вскрытие корабельного арсенала и погреба с боеприпасами производится заведующим в присутствии дежурного по кораблю.

447. На подводных лодках, не имеющих специальных помещений для хранения стрелкового оружия и боеприпасов к нему, пирамиды с оружием и сейфы с боезапасом могут устанавливаться в одном из отсеков. Пирамиды и сейфы должны быть надежно закреплены, закрываться на замок и опечатываться заведующими. Они оснащаются надежной электрозвуковой и световой сигнализацией, выведенной в центральный пост подводной лодки, и сдаются под охрану лицам суточного наряда.

448. Стрелковое оружие, выданное для несения дежурной и вахтенной служб должно храниться в пирамидах, а боезапас к нему - в металлических ящиках (сейфах), установленных в помещении дежурного по кораблю (центральном посту подводной лодки). Пирамиды с оружием, и ящики (сейфы) с боезапасом оборудуются электрозвуковой и световой сигнализацией, закрываются на замок и опечатываются дежурным по кораблю (подводной лодке).

Еще в начале XVIII в. на кораблях британского флота в кормовой их части, над ахтерлюком, где всегда хранились запасы провизии и вина, находилось большое помещение, в которое выходили двери офицерских кают. Оно называлось «вордроб», что в переводе с английского означает «платяной шкаф». В вордроб складывали ценные трофеи, захваченные на судах-призах. Когда трофеи отсутствовали, помещение служило офицерскому составу столовой. В конце XVIII в массовый захват призовых судов прекратился, и это помещение, переименованное в «вордрум» («кают-компанию»), стало местом общего столования офицеров. Под таким названием оно осталось во флоте и сегодня. Один из законодателей корабельных порядков британского «нэйви» , первый лорд адмиралтейства Джервис Джон, объявил кают-компании не просто помещениями столовых, а местом собрания офицеров.

На кораблях нашего военного флота кают-компания с общим столом появилась в середине XVIII столетия. До этого слуги офицеров, по большей части из числа собственных крепостных, как умели, готовили пищу своему барину, толкаясь и переругиваясь в тесном судовом камбузе, жалуясь друг на друга и ссоря своих господ. Кроме того, у офицеров побогаче и пища была получше, а это невольно раздражало менее состоятельных. Чтобы положить конец подобным отрицательным явлениям, и было повелено учредить на кораблях кают-компании.

К сожалению, мы очень мало знаем о полной опасностей службе и быте наших моряков в эпоху парусного флота. Наиболее ярко этот исторический период осветили русские писатели К. М. Станюкович, автор «Морских рассказов» и повести «Вокруг света на „Коршуне“, и И. А. Гончаров, создавший цикл путевых очерков „Фрегат «Паллада“. На этом фрегате была кают-компания, расположенная, как и велел старый морской обычай, в корме корабля.

В эпоху парусно-парового флота на судах всех типов - фрегатах, корветах, клиперах, а позже и на крейсерах - эти помещения, по существу, были однообразны и мало чем отличались от кают-компании парусника, на котором путешествовал И. А. Гончаров.

С появлением во второй половине XIX в. броненосных кораблей и возникшей при этом необходимостью с особой рациональностью сберегать каждый метр полезной площади, помещения кают-компаний во многом потеряли свой традиционный нарядный вид, а кое-где сменили и месторасположение - в первую очередь на легких крейсерах и эскадренных миноносцах.

В истории отечественного флота кают-компанией называлось также и сообщество офицеров-моряков одного корабля, которых сплачивали общие интересы, морские обычаи и традиции. Кают-компания, по сути, была коллективом единомышленников, посвятивших себя общей цели - защите Отечества. Этот взгляд на кают-компанию в какой-то мере отражен и в ныне действующем Корабельном уставе ВМФ, также рассматривающем ее как объединение офицеров, а не только как помещение для столовой. Кают-компания на корабле, указано в нашем уставе, «должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки и организации службы корабля» .

Великие русские флотоводцы адмиралы Ф. Ф. Ушаков, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, С. О. Макаров, размышляя о роли корабельной кают-компании, придерживались общего взгляда: сплоченность и единство кают-компании - это наглядное выражение дисциплины флота в целом, а традиции и обычаи - ее фундамент. Подобный дух и царил всегда в кают-компаниях наших боевых кораблей, где взаимоотношения строились на глубоком уважении младших к старшим, преклонении перед их опытом и боевым мастерством.

По установившемуся морскому обычаю, офицеры в кают-компаниях рассаживались за столом строго по старшинству. Во главе стола был старший офицер, по правую руку от него - следующий по рангу офицер, по левую - старший инженер-механик. Затем шли старшие специалисты и далее, также по старшинству в воинских званиях, младшие специалисты, вахтенные начальники, вахтенные офицеры и механики. Такое размещение создавало атмосферу уважительности и субординации, выделяло «старший» и «младший» (как тогда было принято говорить, «баковый») концы стола. Все это позволяло старшему офицеру чувствовать опору в застольных разговорах в лице старших специалистов. И ныне места в кают-компании столь же строго распределяет старший помощник командира.

Особой заботой старшего офицера, считавшегося, по флотским законам, хозяином корабельной кают-компании, было создание среди офицеров особого микроклимата, установление там, как когда-то говорили, Esprit de Corps (духа корпоративности). По мнению известных русских адмиралов, эта сплоченность во многом обеспечивала победу в любом бою, успешное решение самых трудных задач, поставленных перед кораблем.

Жизнь кают-компаний в эпоху парусного флота и вплоть до революции в основе своей покоилась на обычае видеть в начальнике начальника только на службе, а в кают-компании и вне службы он был только старшим товарищем. Старший офицер на палубе всегда «господин капитан 2-го ранга» или «господин старший лейтенант», внизу же - «Иван Иванович», «Иван Петрович», и считалось совершенно невозможным обращаться к нему иначе. Происходило это потому, что корабль для истинного моряка был домом, но домом, имеющим две половины, строго разграниченные морским обычаем, а именно палубу, где моряк всегда на службе, и кают-компанию, где он всегда дома. Это разграничение, присущее только флоту, обусловило и ряд неписанных правил жизни кают-компании. Так, например, считалось дурным тоном говорить за обеденным столом о службе, считалось бестактным делать выговоры и вообще все то, что не принято в хорошей семье. И только в случаях крайней необходимости старший офицер или даже старший в чине делал их в форме, диктовавшейся обстоятельствами. Чаще всего - традиционным способом, как, например: «А не поговорить ли нам лучше о пряниках» или «Заткните фонтан красноречия, мичман» и т. п., что обычно вызывало улыбки, и провинившийся без обид ставился на место. Очевидно, и в кают-компаниях современных кораблей нашего военно-морского флота должна быть создана атмосфера демократизма без плац-парадного обращения по воинскому званию или по должности и фамилии, должно возродиться уважительное обращение по имени и отчеству старших к вчерашним выпускникам и доверительное - молодых офицеров к своим наставникам. Это пробуждает обостренное чувство равной ответственности за корабль, за общее дело коллектива, понимание необходимости твоей службы для экипажа, стремление не уронить его честь. В этом корабельном центре общения каждый должен иметь право поговорить на любую тему, высказать свое мнение, услышать точку зрения командира, а командир в свою очередь сможет узнать, чем живут и что думают его подчиненные. Только в таких условиях на кораблях нашего флота будет витать дух товарищества, о котором неустанно заботились передовые адмиралы Российского флота как об основе победы в бою.

В современных условиях дух товарищества приобретает еще большее значение. И в формировании его главная роль отводится старшему помощнику командира корабля. Неспроста морской устав во все времена объявлял председателем кают-компании, ее хозяином старшего офицера. «Первенствующим лицом в кают-компании , - говорится в действующем ныне Корабельном уставе ВМФ, - является старший помощник командира корабля...» . На должность старшего помощника командира корабля, его первого заместителя, хранителя и ревнителя морских традиций, должны назначаться офицеры с обязательным учетом черт характера и, если угодно, особой любви и преданности корабельной службе и флоту. Мудра старая морская поговорка: «Каков старший офицер, такова и кают-компания. Какова кают-компания, таков и корабль» . Она не потеряла своего глубокого значения и сегодня. Ведь опытному глазу всегда видно, что боевые корабли независимо от их принадлежности к одному классу и типу все-таки в чем-то неодинаковы. Есть корабли поистине образцовые, есть просто нормальные, а случается, чего греха таить, повстречать и такие, на которых постоянно что-то не ладиться, которые всегда числятся в отстающих. Чаще всего - поверьте моему немалому опыту - это корабли, на которых старшие помощники - случайные люди, попавшие на эту высокую должность по причине просчета старших начальников.

В былые времена командир экипажа рассылал приглашения посетить корабль, которые всегда начинались словами: «Кают-компания крейсера „Минин“ просит...» или «Командир и кают-компания крейсера „Минин“ просят...» .

И сегодня, как в давние годы, командир корабля, приглашая гостей, повторяет: «Кают-компания крейсера... просит...».

Считая одной из главных задач своей государственной политики создание сильного военного флота, Петр I вложил немало сил в подготовку грамотных и квалифицированных моряков, следил за тем, чтобы они были хорошо вооружены и экипированы всем необходимым. Но вместе с этим Петр I обращал большое внимание на то, чтобы офицеры армии и, особенно, флота были обучены «галантным манерам». Царский указ 1720 года (Петр I стал императором в 1721 году) предписывал флотским офицерам «красное вино пить из зеленых кубков, а белое - из светлых». Еще задолго до официального появления кают-компании на кораблях 1-го и 2-го ранга Российского флота имелись наборы отличной столовой и винной посуды, «дабы не ударить лицом в грязь, буде придется принимать иностранных гостей».

Составной частью этих наборов, изготовлявшихся бессчетными купеческими мануфактурами, были, естественно, стеклянные стаканы - малопрозрачные, темно-зеленого бутылочного тона, которые расписывались эмалевыми красками, и более дорогие, декорированные тонкой гравировкой прозрачные бесцветные кубки Императорского хрустального и стекольного завода. Вся эта посуда во время штормов билась в неимоверных количествах, ибо зафиксировать ее гладкие формы на столе было почти невозможно. Правда, помогла русская смекалка: моряки во время качки застилали столы мокрыми скатертями (это применяют и сейчас), однако круглые по форме стаканы и кубки скатывались со стола и бились даже в этом случае. От удручающих трат казну избавил один из мастеров Императорского стекольного завода, который изготовил первый в России граненый стакан. Апробацию новшества российский император произвел самолично, откушав из него полынной водки. Он нашел, что «стакан осанист и по руке в пору». От своих нынешних собратьев первый русский граненый стакан отличался большой вместимостью, толстыми стенками и зеленоватым оттенком. Возможно, это обстоятельство привело к тому, что в народе, несмотря на постоянное обновление разговорного языка, водка сохраняла за собой былинное название зелена вина - что ни налей в такой стакан, все в нем казалось зеленым. Но главным достоинством этого стакана была его высокая прочность: даже при падении со стола на палубу он очень редко разбивался.

За четыре последних года жизни Петра в России было произведено около 13 тысяч граненых стаканов, примерно столько же, сколько было отлито пушек. Однако с борта корабля этот сосуд сошел на сушу и начал свое триумфальное шествие по России лишь после открытия в 1756 году Гусевского хрустального завода, специализировавшегося на массовом, по тогдашним представлениям, производстве сортовой стеклянной посуды. С тех пор, меняя цвет, размер, форму и количество граней (оно колебалось от 8 до 20, неизменно оставаясь четным), граненый стакан стал столь же неотъемлемым символом нашей жизни, как и его традиционное содержимое. Насколько естественно и гармонично вписался этот сосуд в нашу жизнь! И в горе и в радости живет он вместе с нами, помогая отметить все самые важные события жизни - от рождения ребенка до последнего тоста за упокой души! Но главное - это то, что длительное время он оставался неотъемлемой составной частью посуды кают-компаний на кораблях (особенно на подводных лодках) советского Военно-Морского Флота.

Время рыночных реформ вписало в историю русского граненого стакана печальные страницы. Он снят с производства. Все реже его можно увидеть на сервированном столе в кают-компании корабля российского флота. А жаль! Ведь несмотря на большой тоннаж современных надводных боевых кораблей и подводных лодок, в штормовом море по-прежнему качка беспощадно сбрасывает со стола кают-компании посуду, и в первую очередь, круглые тонкостенные стаканы. Так, может быть, есть смысл реабилитировать граненый стакан, одобренный самим Петром I, и восстановить одну из добрых традиций, непосредственно связанных с кают-компанией русского корабля?


Close