Многие люди любят путешествовать, предпочитая выбирать для себя и близких лучшие авиакомпании. Но все равно некоторые пассажиры тяжело переносят перелет. Из-за этого крайне важно подобрать правильные места в салоне. Разберемся с нюансами конструкции одной из популярных моделей у большинства авиакомпаний – Аэробусом А320.

Этот лайнер способен перевозить пассажиров на максимально дальние расстояния – до 6 150 километров. Изначально спроектировали две серии Airbus А320: 100–200 Sharklets. обеих серий практически идентична. Но сегодня в работе только одна модель, та, что указана первой. Второй вариант конструкции продвигать дальше компоновщики отказались. Сегодня большинство людей предпочитают летать на бортах этой серии. Группа Аэрофлот предлагает для пассажиров 68 таких самолетов.

Первый авиалайнер создан в 1987 году и очень быстро завоевал популярность среди пассажиров. Самолет способен вместить в себя до 200 человек. Авиакомпания «Россия», входящая в группу Аэрофлот, располагает несколькими бортами, вместимость которых составляет 168 мест . Изначально этот самолет включал в себя достаточное число положительных сторон: удобное размещение багажа благодаря большим полкам, объемные люки для загрузки клади и довольно вместительный салон.

В начале XXI века разработчики усовершенствовали модель и добавили некоторые полезные функции для пассажиров. Полки для багажа стали больше, увеличилась яркость освещения – сегодня каждый пассажир самостоятельно контролирует уровень света в салоне, – изменился интерьер внутри. Также полностью обновилась система компьютерной сети, мониторы в салоне заменились на LCD-дисплеи. В наше время этот авиалайнер пользуется большой популярностью у пассажиров из-за комфортности условий и минимальной стоимости перелета.

Такой самолет является одним из самых комфортабельных судов компании Airbus. Производители хорошо позаботились об удобствах перелета, качестве обслуживания и экономии на билетах. Но чтобы выбрать максимально удобные сиденья для комфортного перелета, следует знать расположение посадочных мест в самолете . Мы рассмотрим модель, которая принадлежит компании Аэрофлот, чтобы оценить положительные моменты и выявить недостатки салона этого лайнера.

Посадочные места

Расположение посадочных мест в салоне предоставляется в нескольких вариантах. Но каждая является максимально комфортной для пассажиров. По обоим бортам закреплены ряды сидений. Причем на этих моделях самолетов предусмотрены салоны на два класса комфорта. Есть такие вариации для каждого из рядов:

  • четыре сидения;
  • пять кресел;
  • шесть мест.

Традиционно места бизнес-класса располагаются в головной части борта и предполагают компоновку 2+2. Аэробус не стал исключением. В конструкции, которую мы рассмотрим, под сиденья с повышенным уровнем комфорта конструктора отвели первые пять рядов. Расстояние между креслами т ут довольно маленькое, но такого проема вполне хватает, чтобы спокойно передвигаться, не мешая соседу.

Люди, приобретающие билеты на первую линию, учитывают несколько особых нюансов этого ряда. Разработчики позаботились о детях и прикрепили на перегородку держатель колыбелей. Кроме того, здесь исключено, что на путешественника откинется спинка – ведь перед местами первой линии расположена перегородка пилотской кабины. Однако тут отсутствуют ножные ступеньки.

Сидения последнего ряда бизнес-класса – не лучший выбор для людей, желающих поработать или просто посидеть в тишине во время перелета. Близость шумного общего салона не оправдает таких ожиданий.

Теперь перейдем к местам . В рассматриваемой модели это сиденья, которые расположены с шестого по двадцать пятый ряды. Здесь потребуется детальный анализ, ведь некоторые кресла тут оснащены мобильными подлокотниками, которые немного уменьшают свободное пространство для сидения пассажира. Кроме того, тут есть и улучшенные места – space seats. Правда, для путешествия на таком месте пассажир обязуется соответствовать заявленным авиакомпанией требованиям. Да и за эти сидения обычно просят дополнительную доплату.

Детали салона эконом класса

Перейдем к изучению общего салона лайнера. Сиденья шестой линии находятся за перегородкой, которая разграничивает оба класса. У таких кресел есть положительные и негативные стороны. Перечислим эти нюансы следующим перечнем:

  1. Ограничения в раскладывании сидения . Здесь нет возможности полностью откинуть спинку кресла для комфортного отдыха. Такое неудобство обусловлено очень маленьким расстоянием между рядами.
  2. Выбор питания . Разносить еду, и напитки начинают именно с этого ряда мест.
  3. Маленькое пространство перед сиденьем . Тут хватает места для удобного положения колен, но полностью вытянуть ноги вы не сможете.
  4. Вероятность соседства с малышами . На перегородке закреплены держатели для люлек, поэтому не исключено присутствие на соседних креслах пассажиров с младенцами.
  5. Ограниченный обзор . Не каждому человеку придется по вкусу все время смотреть в стену или потолок. Эти места целесообразно выбирать людям, которые планируют спать или работать во время полета.

В седьмом ряду таких моделей кресла 7В, 7С, 7D, 7E оснащены мобильными подлокотниками. Соответственно, людям плотного телосложения лучше задуматься о подобном выборе – ведь конструкция предусматривает увеличение пространства для сидения. Места восьмого и девятого ряда не предусматривают возможности разложить кресло. Причиной этого тут становятся аварийные люки, находящиеся на 9 и 10 рядах . В этом случае нельзя определенно назвать сиденья худшими местами, но все же они находятся рядом с аварийными выходами, что не очень удобно для пассажиров.

Сидения десятого ряда 10В, 10С, 10D, 10E стоят немного дороже прочих кресел, расположенных на борту. Это пресловутые space seats. У этих кресел предусмотрена полноценная функция откидывания спинок. Кроме того, специалисты находят тут немало положительных сторон. Расстояние между предыдущим рядом и этими сиденьями довольно большое, поэтому можно удобно положить ноги. Вам не нужно будет тревожить соседей, чтобы встать.

Сиденья 10F и 10А нельзя назвать самыми удобными, так как они находятся рядом с люком, вследствие этого сами кресла бывают искривленные. Сиденья немного скошены из-за близкого расположения к люку аварийной эвакуации. Но плюс этих рядов в присутствии свободного места для ног и полноценной функции откидывания спинки.

Все кресла с маркировкой В, С, D и Е с 11 по 25 ряд оснащены мобильными подлокотниками. Учитывайте этот момент во время регистрации на рейс. Причем сиденья, расположенные на последней линии, предполагают отсутствие возможности разложить кресло. Причиной этого становится близкое расположение к перегородке, за которой находятся туалеты.

Нюансы выбора

В галерее статьи представлены фото, по которым легко определить, как выглядит Аэробус А320, схема салона (), лучшие места и сиденья, имеющие недостатки. В салонах повышенного комфорта оптимально приобретать посадочный талон на кресла со второго по четвертый ряды. К слову, иная серия лайнера, предполагающая уменьшение салона этого класса до 2 рядов, отнимает возможность выбора.

Если рассматривать стандартные сиденья, здесь эксперты особо отмечают места 10В, 10С, 10D, 10E. Хоть и можно назвать эти места лучшими, все же есть негативные стороны: категорически запрещено размещать внизу кресла багаж, чтобы не блокировать выход к аварийным люкам. Довольно комфортно путешествовать получится на креслах с маркировкой А и F – ведь это места у иллюминаторов.

Ряды около дверей аварийного выхода не предполагают размещения людей с детьми, домашними животными или инвалидам. Ведь функция открытия люка в нестандартной ситуации возложена именно на таких пассажиров, поэтому здесь садятся физически здоровые люди, не везущие габаритного багажа.

Теперь перейдем к рейтингу худших мест на борту . Сиденья 24D и 24С (в другой модификации они находятся в 29 ряду) вряд ли оправдают лучшие ожидания – не каждому человеку придется по нраву лететь рядом с туалетными кабинками. Но самые плохие места – в хвосте салона. Это 25 (30) pяд. Во-первых, эта линия граничит с туалетами. Во-вторых, спинки кресел тут не откидываются . Не очень удобно, когда вы хотите отдохнуть, но возле вас все время будут проходить люди, а иногда собираются немаленькие очереди к туалету. Вам предстоит все время слушать слив и хлопанье двери. Обычно на такой ряд покупают билеты, когда все места уже заняты.

Другие особенности

Как мы заметили, Аirbus Industrie А320 Jet имеет положительные и негативные стороны. Кресла, которые расположены вблизи окна, конечно, хороши – многие любят смотреть на облака. Но стоит помнить, что это реально только при дневном свете и солнечной погоде на улице. Если вы путешествуете ночью, что-то увидеть через иллюминатор не удастся.

Немаловажный плюс в отсутствии необходимости пропускать соседей. Но негативная сторона таких мест кроется в невозможности покинуть кресло, не тревожа других людей. Людям, планирующим весь перелет спать, подходят эти сиденья.

Выбирая среди мест салона эконом класса, старайтесь избегать последнего ряда

Кресла, которые находятся возле прохода хороши удобством самостоятельно покинуть место. Но тут найдутся и отрицательные стороны – если вашему соседу понадобится в туалет, он попросит пропустить его. К тому же, проходящие работники борта часто задевают пассажиров, занимающих крайние к проходу кресла. Однако, если человек летит с ребенком или есть потребность в частом посещении туалета, эти места будут хорошим решением вопроса.

Дадим несколько рекомендаций по выбору подходящих мест. Оптимально попросить сотрудника Аэрофлота помочь подобрать оптимальное по параметрам сиденье. Другим вариантом становится распечатка схемы салона и обдуманный выбор сиденья, когда план находится перед глазами.

Специалисты считают неуместным выбор мест, где нет функции раскладывания сидений. Не стоит покупать на ряд поблизости туалетов или других служебных комнат. Эти несложные правила способствуют увеличению комфорта поездки.

Советы специалистов по выбору мест в Аэробусе А320

Мы рассмотрели, что представляет собой самолет А 320. Схема, лучшие места в салоне и критерии выбора кресел помогут новичкам правильно оценить ситуацию при регистрации рейса. Кроме того в статье приведены моменты, на которые следует обратить внимание, планируя путешествие. Если вы подберете для себя подходящее место, время перелета окажется для вас незабываемым.

Airbus Industrie A320 Jet — очень популярный и вместительный лайнер
Варианыт и габариты компоновки сидений в самолете Аэробус А320
Расположение мест в салоне лайнера
Лучшие места салона эконом класса Аэробуса А320
Среди мест салона бизнес-класса оптмально выбирать места на втором — четвертом ряду

Самолет Airbus A320 - является визитной карточкой концерна Airbus S.A.S. Этот лайнер известен на весь мир тем, что наравне с ведущими моделями своего главного конкурента - Боинга - поставляет авиаперевозчикам большое число машин. На сегодня известно, что заказано более 11000 самолетов, из которых 8000 уже произведено, и большая часть из них успешно эксплуатируется. Это делает лайнер основополагающим в мире гражданской авиации.

Высочайшая надежность и тотальное использование цифровых технологий, которые призваны обеспечивать безопасность полетов, превратили Эйрбас А320 и ближайшие к нему модели семейства в настоящий летающий компьютер. Это выгодно отличает европейский лайнер от своих главных конкурентов в небе.

История создания

Первые упоминания о разработке нового самолета в концерне Airbus датируются 1981 годом. Тогда на всем континенте усиленно спорили о том, почему и первые модели 737 семейства прочно обосновались в небе. Им нужно было подготовить достойный ответ.

Французский производитель делал основной упор на экономичности, но размеры самолета должны были полностью соответствовать главным конкурентам.

К моменту испытаний было подготовлено два варианта исполнения машин: одна на 154 кресла (A320-100), другая - на 172 кресла (А320-200).

Позже было принято решение отказаться от обоих вариантов и создать 162-местный лайнер.

Окончательные испытания проходили в феврале 1987 года, а лицензию на осуществление полетов консорциум получил в 1988 году.

На тот момент Эйрбас А320 стал самым технологичным самолетом своего времени. Он остается флагманом европейского производителя, а завод постоянно поддерживает специальные программы, направленные на систематическое улучшение не только цифровой начинки самолета, но и двигателей и конструктивных элементов фюзеляжа, крыла, кабины.

Конструкция лайнера и его салона

Эйрбас А320 послужил основоположником всего семейства самолетов производителя. По своей конструкции он является классическим вариантом гражданского самолета.

Эта модель - моноплан с расположением двух двигателей под крылом.

Крыло стреловидной формы и имеет на концах дельтовидные винглеты для уменьшения завихрения воздушных потоков и экономии топлива, а так же увеличения подъемной силы на взлете.

Особая форма винглетов (направление и вверх и вниз) - характерная черта, по которой можно отличить Эйрбас А320. Однако после 2012 года винглеты изменили, превратив их в классический вариант (устремлены вверх).

Двигатели турбовентиляторные, производятся компаниями CFMI (модель CFM56-5B) или IAE (модель V2500-A5). В перспективе ведутся совместные работы по разработке двигателей Pratt & Whitney (модель PW1000G), которые могут помочь повысить экономичность полетов.


Силовые установки выносятся вниз крыла, так как консоли тонкие и не допускают встраиваемые варианты. Существующие двигатели являются самыми тихими в классе, производя на режиме взлета не более 82 децибел.

Топливные баки располагаются в крыле и фюзеляже. Шасси традиционно сделаны трехопорными - одна поворотная стойка в носовой части, две других - в центральной части крыла. На каждой стойке закрепляется по два колеса, передняя тележка имеет отличительную особенность, она не становится вертикально, а имеет всегда немного скошенное вперед положение.

Неоспоримое конкурентное преимущество самолетов Эйрбас А320 - это самая современная, передовая авионика на борту.

Эту концепцию европейский производитель сохраняет уже несколько десятилетий и будет использовать в своих разработках. По уровню цифрового обеспечения машина является самой продвинутой в мире гражданской авиации.
Вся информация о полете выводится на жидко-кристалличекие мониторы.

Для улучшения обзора в кабине предусмотрели использование уникальных для гражданской авиации устройств. На А320 используются не штурвалы, а ручки управления (как на военных истребителях).


Важнейшее отличие - цифровая обработка всех действий, производимых экипажем. В самолете предусмотрено не прямое механическое сообщение между штурвалом и закрылками, а подача сигнала в компьютер, который приводит в действие привод систем управления. Уровень автоматизации позволил легко сократить экипаж до 2 пилотов.

Но такое же количество персонала используется и у главных конкурентов - Боинга. Однако у американцев переход на 2 пилотов сопровождался ожесточенными спорами и многочисленными комиссиями и испытаниями, а также забастовками.

Салон Эйрбас продуман до мельчайших деталей.

Инженеры предусмотрели все: от расстояния между креслами, до индивидуального освещения и регулировки яркости мониторов. Интерьеру салона и полкам для ручной клади уделялось повышенное внимание. В облицовке использовали современные композитные панели, а полки вмещают на 11% больше груза, чем предыдущие версии самолетов европейского производителя. Впрочем, некоторые меры пошли в ущерб вместительности.

Эйрбас А320 - это узкофюзеляжный лайнер, поэтому между сидениями есть 1 проход. Классическая компоновка подразумевает места для бизнес-пассажиров и эконом-класс. Такие версии лайнера самые популярные, они вмещают до 150 человек. Без бизнес-кресел Эйрбас способен перевезти до 180 человек. Стандартные места экономичного размещения подразумевают компоновку «3-3». В бизнес-классе кресла располагаются по форме «2-2».

Эйрбас А320 имеет 4 стандартных выхода и 4 аварийных.


В целом, по комфорту всех мест в салоне гражданский лайнер превосходит своих конкурентов. Но есть места, которые смело можно назвать лучшими по удобствам. Считается, что это помимо бизнес-мест, экономический 4 и 11 ряд в общем салоне.

Летно-технические характеристики

Эйрбас А320 Боинг 737-400
Длина фюзеляжа, м 37,57 36,4
Размах крыла, м 34,1 (для всего семейства) 28,88
Взлетный вес, максимальный, т 77 62,8
Пассажировместимость, чел 150…180 До 168
Скорость, крейсерская, км/ч 840 807
Дальность полета, км 6150 5000
Потолок, высота полета, км 12 11,3

Производство

В производстве Эйрбас используются композитные материалы. Они составляют до 20% от всех материалов, которые применяются при постройке лайнера. Производитель отдает предпочтение, в основном, пластику, усиленному стекловолокном. Больше всего композитов применяется при постройке крыла и киля.


До 2008 года самолеты окончательно собирались исключительно во Франции, на заводе в Тулузе. Но из-за необычайно высокого спроса, с марта 2008 года в работу включился и немецкий завод в Гамбурге. Позже подключился и Китай, который в перспективе будет собирать на своих линиях до 4 машин в месяц.

Эксплуатация

Первые поставки Эйрбас А320 начались в 1988 году. Сначала они поступали в распоряжение европейских производителей, затем - в США. На момент своего выпуска они являлись первыми во многих аспектах. Так, в них заменили классические штурвалы на рукоятки, которые ставились слева от командира корабля и справа от второго пилота.

Самолет стал первым, на котором так широко применялись композитные материалы при изготовлении не только внутреннего интерьера, но и главных конструкций - крыла и киля.

Кроме того, Эйрбас А320 отличался от своих конкурентов тем, что использовал в управлении лучшие достижения компьютерной инженерии.

Модификации

Эйрбас А320 считается основоположником серии самолетов французского производителя. Успех лайнера послужил фундаментом для создания более совершенных моделей самолетов.

А318 - самые маленький по вместительности лайнер, который поднялся в воздух в 2003 году. Он может разместить на борту от 107 до 132 человек, но обладает низким уровнем шума (что делает его очень удобным для использования в аэропортах в черте городов). Эта модель может садиться и взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.


А319 - получил укороченный (в сравнении с А320) фюзеляж на 2 ряда кресел. По количеству посадочных мест есть версии от 116 до 158 кресел, но увеличилась дальность полетов. На базе этой модификации строятся варианты для бизнеса или с увеличенными топливными баками (дальность перелетов - до 8300 км).

А321 - эксплуатируется с 1994 года и получил меньшую дальность полета, чем основоположник А320, но большую вместительность. Поместиться на борту может от 170 до 220 человек.

В июле 2011 года концерн Airbus S.A.S. заключил перспективное соглашение с известнейшей американской авиакомпанией American Airlines о поставке 130 самолетов Эйрбас А320 и 130 новейших Эйрбас А320neo.

Практически все компоненты лайнеров А320 и ближайших к ним самолетов семейства СУ перевозят транспортными судами .

Перспективы

Главная надежда компании в будущем - модель А320 neo. Изменения в сравнении с предшественником коснулись конструкции крыла (винглетов).

Также у разработчиков получилось увеличить дальность на 950 километров, а экономия достигла 16% топлива, в сравнении с А320.

В 2016 году эти самолеты стали поставляться в авиакомпании, но по-прежнему большинство предзаказов еще не выполнено, так как А320 neo стал самым популярным гражданским лайнером в мире по количеству заказов в момент показа публике на авиасалоне в Ле Бурже.


Предзаказы на модели били не один рекорд. Больше всех заказал Малазийский лоукостер AirAsia, который оформил сделку на 200 лайнеров. Проявляли заинтересованность и европейские перевозчики, которым принадлежит львиная доля от 1029 предзаказанных моделей лайнера.

Данный самолет относится к типу узко фюзеляжных модей. Был выпущен в 1988 году, и зарекомендовал себя с положительной стороны на малых и средних дистанциях.

Характеристики самолета

Airbus A320(Аэробус А320) был оснащен по меркам 1980-х годов по передовому слову техники, особенно это касается кабины пилотов и систем управления fly by wire (электронная система управления). Ушли в прошлое стрелочные приборы, на их место пришли электронные, занимающие почти всю приборную панель. Штурвалы были заменены боковыми ручками, движения которых обрабатываются бортовыми компьютерами и только тогда приводят в действие рулевые плоскости. Автоматизация самолета позволила управлять с помощью экипажа, состоящего только из двух пилотов.

А320 отличается от других авиалайнеров подобного типа за счет того, что салон более просторный и повышена грузовместимость.

После 2000-го года на всех моделях были использованы следующие новшества:

  • информационная панель с сенсорным LED-дисплеем;
  • освещение над каждым креслом, регулировка его яркости от 0 до 100%;
  • жидкокристаллические приборные панели в кабине.

Компьютерная оболочка самолета тоже была полностью модернизирована. Все это делает аэробус А320 очень популярным во всем мире и одной из самых заказываемых моделей.

Композитные материалы составляют около 20% конструкции А320, что уменьшает его максимальную взлетную массу и содействует значительной экономии топлива, за счет улучшенной аэродинамики.

В оснащении самолета используется цифровая авионика, состоящая из 6 дисплеев. Здесь выводится вся необходимая информация о работе систем самолета и предупреждений отказов, а также навигация.

Где производят?

До 2008 года сборка самолета производилась только во Франции, но по причине большого спроса на модель, было открыто производство в Германии. Кроме того, линия производства была открыта и в КНР, производит она 4 самолета в месяц. Перевозки всех компонентов самолета осуществляются на самолете А300-600ST.

В планах компании Airbus S.A.S — повысить количество производимых самолетов до 42 в месяц. Большую часть заказов составляют лизинг и азиатские компании, где пользуется наибольшей популярностью и востребованностью.


Разработка самолета началась еще в 1984 году, а в 1988 компания Air France получила новый самолет. A320 способен вмещать до 180 пассажиров и преодолевать расстояние до 6000 км. Главными конкурентами самолета являются Боинг 737 и Bombardier СS 300. Отечественный Ту-154 не конкурент из-за высокого расхода топлива. Ту-204 – сопоставим по характеристикам, но выпущен ограниченным объемом. Новое поколение аэробусов уже находится в производстве, и называется приставкой neo.

Из отечественных перевозчиков данный тип самолета эксплуатирует лоукостер «Россия». В ее парке находится несколько А320. Широкое применение находит уже аэробус А 321.

Лучшие места на борту

Посадочные места в А320 могут располагаться несколькими вариантами. Но каждая модификация максимально удобна для пассажиров. Все самолеты созданы в двух классовом исполнении. Для рядов могут быть следующие вариации: 4, 5, 6 сидений. Бизнес класс компонуется по схеме 2+2. Именно для него отведены первые 5 рядов.

Спинки сиденья тут не откидываются, зато предусмотрены ступеньки для ног. Последний ряд соседствует с общим салоном экономического класса. Что касается его, то это сиденья с 6-го по 25-ый ряд. Здесь все довольно однообразно, хотя есть и улучшенные места, приобретаемые за дополнительную плату. Однако для них, пассажир обязательно должен удовлетворять определенным требованиям компании.

В авиакомпании «Аэрофлот»

А320 компании «Аэрофлот» — в 6-ом, 9-ом и 10-ом ряду эконома находятся лучшие места. В 6 ряду нет откинутых спинок спереди, но вы получите еду первым и получите люльку для маленького ребенка. Из минусов – мало места для ног.

В 9 ряду много места для ног, но откидываются спинки спереди.

Десятый ряд — лучший в экономе, однако не всех могут сюда посадить из-за близости аварийного выхода.

В компании «S7»

Компания располагает парком в 18 лайнеров А320 двух классовой модификации. Здесь 8 мест предназначается бизнес-классу, а 150 – эконом классу.


В 1 ряду бизнес-класса много свободного места, но перегородка от кабины пилотов доставит определенный дискомфорт. Третий ряд — уже эконом-класса, тоже находится у перегородки, но спереди никого нет, и для ног, есть определенная свобода.

Одни из лучших мест — в 11-ом ряду. Места комфортные, ноги можно вытянуть и легко откинуть спинку. Единственное ограничение – нельзя ставить на проход ручную кладь, чтобы не загородить аварийный выход.

В «Уральские авиалинии»

Парк «Уральских авиалиний» насчитывает 23 самолета типа А320. Здесь также двух классовая планировка – 12 мест бизнес-класса и 144 места эконома.

С 1 по 3 ряд — бизнес-класс. В независимости от перегородки или близости к эконому – это удобные места.


Четвертый ряд — уже эконом-класса. Здесь перегородка достаточно далеко и место для ног есть. Десятый ряд имеет больше места до впереди идущих кресел, но спинки не могут откидываться.

Лучшие места в эконом-классе это 11-ый ряд. Есть и место для ног и спинка откидывается назад.

В авиакомпании «Ред Вингс»

Парк самолетов компании насчитывает несколько А321 – новых самолетов из семейства А320. Здесь предусмотрено 220 пассажирских мест, которые также разбиваются по классам.


С первого по седьмой ряд — бизнес-класс. Стандартно это самые комфортные места всего самолета.

Восьмой ряд – лучший из эконом-класса. Большой выбор еды, напитков. Есть пространство спереди.


Повышенной комфортностью обладают места двадцатого ряда. Здесь также много свободного места.

Авиакомпания «Ямал»

В авиакомпании «Ямал» находится восемь лайнеров типа А320. Все они выполнены в двух классовой модификации и имеют 8 мест бизнес-класса и 156 эконом-класса.


Первые два ряда занимает привычно бизнес-класс. Предпочтение можно отдать все-таки первому, где можно свободно вытянуть ноги. Второй ряд расположен ближе к эконом-классу и не подходит для тихого и спокойного полета.

Третий ряд эконом-класса также отличается местом для ног.

Стандартно для такого расположения лучшие места находятся в 11 ряду, они и по комфорту и по свободному месту лучше всего в экономическом классе.

Кабина пилотов

Отсек для пилотов очень удобен и эргономичен. Здесь использовано по максимуму все пространство. За счет замены штурвала на ручку управления, появилось место для столиков с документацией. В отличие от конкурента – Боинга 737, все здесь упорядочено и находится на своем месте.



Резюмируя все вышесказанное о самолете Airbus A320, получаем хороший самолет средней и малой дальности. Салон удобен и обладает рядом существенных преимуществ над конкурентами. Сама конструкция и электронная начинка до сих пор успешно модернизируется и отвечает последним требованиям технического прогресса. Экономичность и пониженный уровень шума двигателей делают его более выгодным для использования.

Надеемся, что помогли разобраться с тонкостями выбора места, от которого напрямую зависит комфорт в перелете. Ведь это довольно важная составляющая работы или наоборот начинающегося отпуска. Приятного полета!

Airbus A320 - семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом Airbus S.A.S. Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ, англ. fly-by-wire).

До февраля 2008 года, конечный монтаж A320 производился только в Тулузе, а с марта 2008, из-за большого спроса, конечный монтаж производится также на заводе в Гамбурге (Финкенвердер). Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства А320 с расчётной производительностью 4 машины в месяц (в 2011). Главным конкурентом семейства Airbus A320 является семейство .

История

После успеха А300 консорциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт - Боинг 727 и ранние варианты Боинга 737. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество перед основными конкурентами - Боингом 727 и 737.

Программа разработки самолета началась в марте 1984г. Первый полет опытный А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре в США.

В марте 1988 г. авиакомпания Air France получила первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления Fly-By-Wire, кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов.

По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version), такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %; новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; LCD дисплеи в кабине пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется большой популярностью во всем мире.

Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть дисплеев, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-«сайдстиками» (side-stick), расположенными по бокам кабины, таким образом, «сайдстик» пилота, сидящего слева (обычно это командир самолёта, исполняющий функции первого пилота) расположен слева от его сидения, а «сайдстик» пилота, сидящего справа (обычно это второй пилот, часто выполняющий функции штурмана и бортинженера) расположен справа от его сидения. Подобная мера существенно улучшила условия работы экипажа и, как следствие этого, повысила безопасность полётов. Эти джойстики не связаны с плоскостями управления напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей. Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.

Уровень шума взлетающего Аэробус А320 - 82 децибела.

Производство

Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу (А320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST Beluga.

В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году, немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A320 из Франции в Германию.

Кроме того производство авиалайнеров типа A320 налажено в Китайской Народной Республике. Планируется, что с 2010 года китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год. Также, Иркутский авиационный завод в России выпускает компоненты для авиалайнеров A320.

А320 помогает компании Airbus компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.

Самой большой проблемой для Airbus остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая часть производства размещена в еврозоне.

Эксплуатация

Самолёт А320 послужил основой для разработки целого семейства самолётов:

  • A320 - базовая модификация лайнера, вмещающая в себя от 150 до 180 пассажиров
  • A321 - удлинённая версия A320, вмещающая в себя от 185 до 220 пассажиров
  • A319 - модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два
  • ряда, обладает самой большой дальностью полёта во всём семействе (6,850 км)
  • A318 - самый маленький представитель семейства A320. Вмещает в себя от 107 до 132 пассажиров.

Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа одного из первых серийных А320 Air France 26 июня 1988 года, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Причина аварии так и не была окончательно определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее, существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта.

Конкуренция

Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты семейства Boeing 737NG. конкурирует с А321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было прекращено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства . В ближайшем будущем фирма Airbus планирует начать выпуск самолётов серии NEO - это вызвано появлением на рынке вышеупомянутых машин Next Generation.

В первой половине 2003 г. компанией “Скайтракс” (“Skytrax”, Великобритания) было проведено исследование, целью которого было выяснение предпочтений пассажиров. В ходе исследования было опрошено более 69 тыс. человек, которые должны были определиться во вкусах, основываясь на предложенном в опросе ряде критериев (в частности, слышимости шума двигателей в салоне, комфортности кресел и расстоянии между рядами). В результате около 59% опрошенных сочли салон самолета А-320 наиболее комфортабельным (в то время, как другой номинант – “Боинг-737” – набрал чуть более 25% голосов).

New Engine Option

Несмотря на то, что с момента появления А320 прошло уже четверть века, самолет постоянно модернизируется в соответствии с требованиями времени. В настоящее время Airbus работает над установкой новых двигателей для семейства A320. Программа получила название New Engine Option (новые варианты двигателей, NEO).Заказчикам будут предложены двигатели CFM International LEAP-X и Pratt & Whitney PW1000G. Новые двигатели на 16% экономичнее, однако реальная экономия после установки на самолёт будет немного меньше, поскольку 1–2% экономии обычно теряется при установке двигателей на существующую модель. Новые двигатели позволят повысить дальность (на 950 км) или грузоподъемность (на 2 тонны). A320neo также получит модифицированное крыло с концевыми шайбами типа “акулий плавник”.

Генеральный директор Airbus заявил, что при установке двигателей Pratt & Whitney’s PW1000G можно с уверенностью ожидать снижения эксплуатационных расходов на 20% по сравнению с существующими двигателями. Первые самолёты планируется поставить заказчикам в 2016 году, а всего, по планам Airbus, в течение последующих 15 лет будет поставлено около 4000 самолётов A320neo. Главным заказчиком новой модели стала авиакомпания Virgin America, оформившая “твёрдый” (т.е. оплаченный) заказ на 30 A320neo в рамках договора на поставку 60 самолётов, заключенного 17 января 2011 г. В январе 2011 года авиакомпания IndiGo заключила предварительный контракт на поставку 150 самолётов A320neo и 30 A320.

На авиасалоне в Ле Бурже 2011 года Airbus объявил о получении заказов от и лизинговой компании Air Lease, а также от индийской бюджетной авиакомпании IndiGo. 23 июня 2011 г. Airbus объявил о получении заказа на 200 A320neo от Малазийской бюджетной авиакомпании AirAsia. Этот заказ стал самым крупным в истории авиации. Всего в Ле Бурже Airbus получил рекордные 667 заказов на A320NEO на сумму 60,9 миллиардов долларов. Всего с декабря 2010 года заказано 1029 самолётов этой модели, что сделало её самым популярным пассажирским самолётом в мире.

Sharklets

Sharklets («Акулии плавники») - это законцовки крыла типа «винглет», разработанные Airbus специально для нового семейства самолётов A320Neo. Согласно заявлению компании - Sharlets позволяют улучшить аэродинамику самолета благодаря увеличению эффективного удлинения крыла и снижению индуктивного сопротивления, создаваемого срывающимся с конца стреловидного крыла вихрем. По расчетам Airbus, благодаря применению Sharklets потребление топлива на длинных дистанциях сократится на 3,5% , что также будет означать снижение выбросов диоксида углерода. Кроме того, самолеты семейства A320 с Sharklets смогут увеличить коммерческую загрузку на 500 кг или увеличить дальность на 180 км (100 морских миль) при сохранении стандартной загрузки. Также увеличение взлетной массы может быть конвертировано в использование более низкой тяги двигателей при взлете, что соответственно будет экономить ресурс силовой установки. Среди других преимуществ нововведения Airbus называет улучшенные характеристики набора высоты и возросшую начальную крейсерскую высоту полета.

Технологии

Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.

Обширное применение композитных материалов (около 20 %) в конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью изготовлен из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.

Семейство A320

A321

Лайнеры А321, введенные в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок, при этом дальность полёта составляет до 5600 км.

A320 - это двухмоторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2+2 кресла в бизнес-классе и 3+3 кресла в эконом-классе) в салоне размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться 7 контейнеров AKH - 3 в передней части, 4 в задней. A320 является - как говорит уже само его имя - моделью-основоположницей удачной семьи А320. Крейсерская скорость А-320 910 км в час. Средняя дальность полёта 4600 км. В зависимости от укомплектовки салона с дополнительным топливным баком способен преодолевать расстояние в 5500 км.

A319 – это модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полёта и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолёта получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 156 кресел.


Первые самолёты (часто пишут A32x или A320f) начали летать в конце 1980-х годов (1987-1988 годы) и для того времени это был, пожалуй, революционный самолёт (широкое использование композитов, электродистанционная система управления, многочисленные компьютеры).
A32x до сих пор остаются очень современными и одними из самых популярных коммерческих самолётов. Их с большим удовольствием покупают во всём мире, в том числе и в США, где и своих авиастроителей и их продукции - выше крыши.

Кабина, разработанная для A320, до сих пор остаётся стандартом для лайнеров этой компании и общая её компоновка применяется с тех пор для всех самолётов Airbus (и для больших) с минимальными изменениями.

В комментах к одному из предыдущих постов один товарищ неосторожно захотел глянуть, что там в кабине у Airbus творится.
И никто его не остановил.
Ну что же... за ошибки надо платить...
и пусть проигравший плачет.

Отмазы:
1. фото не питьевые, а технические; так что красивостей не ждите - снималось страшно(й) тёмной ночью.
2. все названия на иностранной технике английские. Я буду приводить примерные русские соответствия, а где не получится - придётся напрячь английскими названиями.
3. довольно трудно рассказать связно и плавно обо всём и в целом и в подробностях; плюс к этому вещать буду по памяти, так что - как уж получилось...

Итак, поехали:)

Кабина очень эргономичная

, в отличие от, например, Боингов:)
Кабины Боингов, даже самых современных 777, близки российскому человеку эдаким живописным беспорядком в расположении ассорти из переключателей и тумблеров на панелях (да и самих панелей тоже).
Но сейчас - не о Боинге (вот, кстати, ). В Airbus панели сделаны с кнопками в одном уровне с поверхностью (а не торчащими, как кое-где:)), с возможным минимумом торчащих частей.

Основные части того, что видно на фото:
вверху - козырёк приборной доски,
слева и справа - приборные доски капитана и второго пилота,
посредине - центральная панель приборов,
посредине внизу - центральный пульт (или пьедестал).
Слева от КВС (капитана воздушного судна) и справа от 2П (второго пилота), под форточками, находятся то, что обычно называют джойстиками (на этом фото их нет).
По-английски эти органы управления называются , или "боковая ручка".
Над пилотами находится потолочная панель.

Приборная панель КВС находится прям перед ним

На ней расположены (слева направо):

панель с регуляторами яркости дисплеев и переключателем подсветки боковых стенных панелей и пола.
Под регуляторами приклеена таблица соответствия футовых эшелонов полёта метровым эшелонам.

Так как на этом самолёте применена EFIS (система электронных приборов), то вместо обычных стрелочных приборов размещены дисплеи.
Сейчас слева виден основной полётный дисплей, а справа - навигационный дисплей.
Картинки на них могут меняться местами при нажатии круглой кнопки слева, на панели подсвета.

Всего дисплеев на самолёте шесть, и все они взаимозаменяемы. Заменяются просто - надо открыть две защёлки для снятия декоративной пластиковой панели, две защёлки на рукоятке для переноски дисплея, и . Разъёмы на задней стенке дисплея выходят из разъёмов на раме при вытаскивании дисплея.
Применение дисплеев позволяет гораздо гибче размещать информацию и повысить насыщенность ею основных приборов.
Два круглых отверстия в нижних углах дисплеев содержат датчики освещённости, которые также управляют яркостью дисплеев.

Второй пилот оборудован точно такой же панелью приборов:

На навигационном дисплее отображается маршрут полёта, картинка с погодного локатора и символы близлетящих самолётов от системы предупреждения столкновений TCAS.

На основном полётном дисплее, кроме символического изображения авиагоризонта, слева отображается полоска воздушной скорости, справа - вертикальной скорости, выставленное давление аэродрома и данные радиовысотомера.
В случае подхода какого-либо параметра к опасной границе это будет показано изменением цвета полоски.

Панель управления автопилотом находится на козырьке приборной доски:

На ней выставляются, например, давление аэродрома и параметры полёта, которые нужно выдерживать автопилоту: вертикальная скорость, курс, высота полёта, скорость.
Также здесь находится управление масштабом изображения карт на навигационных дисплеях и видом их отображения, кнопки включения автопилота и автомата тяги.
И некоторые другие органы управления:)

Самый цимес - центральная панель приборов.
Тут мы разгуляемся:)

В левой части ея находятся все четыре настоящих механических прибора, которые есть у этого самолёта.
Все они - только запасные, на случай чего. Сверху вниз и слева направо:
указатель воздушной скорости, высотомер,
авиагоризонт, указатель направлений на радиомаяки.
Под высотомером - кнопка вывода на навигационный дисплей карты поверхности.
Над авиагоризонтом - табличка ограничений по скорости для выпуска различных железяк - кажется, шасси и механизации.

Вверху центральной части - дисплей параметров двигателей, предупреждающих и информационных сообщений.

Чуть подробнее его можно глянуть в одном из моих более ранних постов:

Там ещё есть кое-что интересное по работе с MCDU (его покажу ниже).

Как правило, цвет информации на дисплее показывает состояние системы, к которой относится информация:
зелёный или белый - всё в порядке,
жёлтый - ненормально,
крестики - нет данных,
красный - нам кранты.
В данном случае тот дисплей нам показывает, что нет данных о параметрах работы двигателей (потому что двигатели не запущены и выключены их электронные блоки). Это в первой четвертушке.
Во второй четвертушке, правее, написано количество топлива на борту в фунтах и положение механизации крыла.
В четвертушке внизу слева - предупреждающее сообщение о том, что на задней панели отключен один автомат по питанию. В данном случае это замок кабины экипажа.
И в крайней четверти - информационные сообщения: стояночный тормоз включен, TCAS в режиме ожидания, ВСУ работает, третья радиостанция в голосовом режиме.

Под этим дисплеем находится системный дисплей. Он отображает состояние систем самолёта.
Сейчас на нём страница топливной системы и видна информация о различных баков (крыльевых и центрального - фюзеляжного), о количестве топлива в них и израсходованном топливе за время крайнего полёта, о температуре топлива в баках и воздуха за бортом.

Прямо под дисплеем, на центральном пульте, находится панель управления этим дисплеем и переключением других дисплеев:

В верхней части панели - переключатели для смены компьютеров, выдающих данные на дисплеи, на запасные, при отказе основных компьютеров.
Ниже, слева - регуляторы яркости двух упоминавшихся дисплеев.
Правее них - кнопки выбора страницы на системном дисплее:
Engine - двигатель

Тут мы видим информацию о в маслобаках и давлении масла в маслосистемах двигателей, о его температуре, о вибрации двигателей, о расходе топлива, и внизу - температуры воздуха за бортом, высота аэродрома над уровнем моря и мировое время.

APU - ВСУ

Параметры работы: обороты в процентах, температура газов после турбины, давление воздуха в системе отбора,
частота, напряжение и процент загрузки генератора переменного напряжения.
Входная створка , как ни странно, открыта:)

Bleed - отбор воздуха

Состояние различных частей паков (установок) кондиционирования воздуха - температуры и давления внутри, положение и .

Conditioning - кондиционирование

Температура поступающего воздуха и в различных зонах салона, в заднем и в кабине пилотов, положение заслонок.
Температура - в Фаренгейтах или Цельсиях (это может быть изменено программированием систем).

Cabin pressure - давление в салоне

По системе регулирования давления воздуха:
превышение аэродрома посадки,
перепад давлений с окружающей средой, вариометр скорости изменения "высоты в кабине", сама "высота в кабине" :)
Наверное, надо пояснить:)
Высота в кабине - это высота, на которой давление воздуха будет таким же, как давление в кабине.
То есть, высота в кабине 2 км означает, что давление воздуха внутри самолёта такое же, как на высоте 2 км.
Говорят, стюардессы очень сильно задумываются, когда им на учёбе пытаются разъяснить этот термин. С неизвестным результатом:)

Да, ну и положение клапанов системы охлаждения электроники и некоторых компьютеров по этой части тоже тут показываются.

Doors/Oxygen - двери/кислород

Положение входных, сервисных и дверей, а также люков технических отсеков. Состояние (подготовлен к автоматическому надуванию или нет).
Давление кислорода в баллоне пилотов.

Hydraulics - гидросистемы

На самолёте три гидросистемы: зелёная, синяя, жёлтая. Это - условные названия Airbus, и с цветом жидкости они не связаны.
Сейчас давления в системах нет, потому что не работают ни двигательные насосы, ни электрические.
Если насос жёлтой или зелёной систем не работает, но уровень жидкости нормальный, то давление может создаваться с помощью PTU, используя давление в исправной системе. PTU - это гидромотор и гидронасос на одном валу.
В случае потери всех насосов давление в синей системе можно создать, выпустив , вращающийся набегающим потоком воздуха. От этого давления также запитывается аварийный электрический генератор.
Уровни жидкости в гидробаках - буквой ">".

Flight controls - управление

Схематично подвод давления к гидроприводам поверхностей управления, положение этих поверхностей, состояние управляющих компьютеров.
Как видите, разные поверхности запитываются разными системами в разных комбинациях (G, B, Y).

Fuel - топливо

Справа от заголовка - единицы измерения (в данном случае - LBS = фунты; могут быть кг)
Ниже - использованное топливо каждым двигателем. Значение сбрасывается при запуске двигателя.
В рамке - общее количество топлива на борту.
В кружочках - положение и ВСУ. Средний клапан с вертикальной чертой - клапан кольцевания (чтобы можно было вырабатывать топливо из баков одной стороны на другую сторону).
Линии показывают схематически топливные магистрали.
Оранжевые прямоугольники - баков. Сейчас они выключены. Если включены, и всё нормально, то они зелёные. Если включены, но нет давления топлива после насоса, - будет оранжевая надпись LO (низкое давление).
Ниже - распределение топлива по бакам: два крыльевых и центральный. Крыльевые баки имеют ещё отсеки ближе к консоли крыла, сообщаемые с объёмом основного крыльевого бака с помощью клапанов. Сейчас клапаны закрыты, и это показано вертикальной зелёной чертой. Когда клапаны открываются для перелива топлива в основной объём бака, это будет видно на экране.
Температура топлива в каждом из баков показывается снизу него.

Все эти страницы в полёте вызываются автоматически, без нажатия кнопок на пульте. Потому что самолёт сам отслеживает фазы полёта и показывает нужную в данный момент информацию.
Разумеется, это не исключает возможности ручного вызова страниц.

Ну вот, с системами почти разобрались; и теперь осталось осмотреть совсем немного - чуть больше половины:)

В правой части центральной приборной доски:

Индикаторы положения шасси,
кнопки включения различной интенсивности автоматического торможения (тормозами), выключатель систем антиюза и управления разворотом передних колёс.
Модные часики
и опять же включатель режима отображения поверхности на навигационном дисплее (теперь уже для второго пилота).

Ниже -

рукоятка выпуска-уборки шасси (система управления чисто электрическая, никаких кранов в кабине),
индикаторы давления гидроаккумулятора тормозов и давлений в тормозах.

По пьедесталу пробежимся кратенько.

Левая и правая сторона практически одинаковы:
(сверху вниз)
торчат нижние части MCDU,

Посредине - блок рукояток управления двигателями (РУД) с рукоятками управления (РУР) на них.
По бокам от них - колёса ручного управления перекладкой стабилизатора с индикацией положения.

Нижняя часть пульта:

Здесь вверху - то, чем отличались левая и правая части предыдущего фото:
слева - пульт управления погодным локатором, справа - пульт управления TCAS.
Между ними, посредине - главные выключатели двигателей и переключатель запуска (прокрутка - нормальное положение селектора - запуск и зажигание).

В середине, сверху вниз:
триммер руля направления,
стояночный тормоз,
рукоятка механического привода аварийного выпуска шасси.
Вообще, на этом самолёте только три троса (для запасного ручного управления) - аварийный выпуск шасси, в управлении рулём направления и в управлении стабилизатором. Всё остальное управляется только электродистанционно, хотя приводы, как правило, гидравлические.

Справа, сверху вниз:
рукоятка выпуска закрылков,
принтер.

В самых низах - резиновые накладки для размещения ног третьего оккупанта (да-да, именно так он и называется), сидящего на складывающемся кресле возле входной двери кабины экипажа.

Упоминавшиеся MCDU - это многофункциональный пультик такой, откуда очень много чего делается (ввод маршрута полёта, тестирование систем).

Опять же ссылка на то, что через них можно делать при обслуживании -

Посмотрим наверх: там второе по вкусности - потолочная панель.

Начнём со средней части, снизу вверх:

Снизу слева - выключатели : рулёжных, посадочных фар, проблесковых маячков, стробов, освещения крыла и логотипа, навигационных огней.
Внизу справа - подсвет самой потолочной панели, освещение кабины пилотов, подсвет кнопок, магнитного компаса, выключатели аварийного освещения и сигнальных табло про застегнуть ремни.
Между ними - основной выключатель ВСУ и кнопка её запуска.
Выше:
слева - управление противообледенительной системой,
справа - давлением воздуха внутри самолёта.

Ещё выше - управление электричеством.

Посредине - выключатели батареек (аккумуляторов то есть) с индикацией их напряжения.
Ext Pwr = .
Генератор ВСУ при запуске её подключается автоматически.
Комп отслеживает параметры подаваемого напряжения, и если оно выходит за пределы, то питание не подключается. Поэтому отечественные источники питания этот самолёт не ест - у наших источников напряжение и частота гуляют сами по себе.

Под красным колпачком - управление механическим рассоединением вала привода генератора двигателя и выходного вала коробки приводов.

Ещё выше:

Сверху вниз:
управление пожарными кранами и пожаротушением двигателей (по бокам) и ВСУ (посредине),
гидросистемами (под колпачком - ручной выпуск ветряка),
топливной системой (насосы, клапаны).

Боковые потолочные панели:
левая

сверху вниз (управление):
инерциальные навигационные системы,
компьютеры поверхностей управления,
сигнал эвакуации,
аварийное электропитание,
система предупреждения близости поверхности,
речевой накопитель,
включение пассажирской кислородной системы (точнее, только выброс масок),
вызовы проводников и наземного персонала,
стеклоочиститель.

правая:

сверху вниз:
компьютеры поверхностей управления (кнопка светится при неисправности компа, и ей же можно отключить его),
обогрев заднего багажника,
система про задымление багажников,
вентиляторы отсека электронного оборудования и в кабине и салоне,
запуск двигателей врукопашную,
стеклоочиститель 2П.

Ну, и завершаем экскурсию...

К борту от каждого из пилотов есть Sidestick:

Этой штукой пилот может управлять креном влево-вправо и тангажом вверх-вниз.
Слева виден динамик на передней панели - оттуда говорит диспетчер.
Чуть правее ручки (это 2П) - управление разворотом колёс передней ноги для руления. На Airbus рулить может как КВС, так и 2П.
И справа, с оранжевой кнопкой, - микрофон для пугания пассажиров и флирта с диспетчерами.
На самом sidestick есть красная кнопка для это включения приоритета управления.
В обычном режиме сигналы с обоих сайдстиков алгебраически суммируются. Если кто-то один хочет управлять самолётом, он должен известить об этом другого пилота словами "I have controls" (Я управляю) и может нажимать кнопу (или наоборот, сначала нажать, если времени предупредить нету). После нажатия будет работать только его сайдстик, а самолёт человеческим голосом скажет об этом и индикацией на козырьке приборной доски покажет обоим.
Ещё спереди sidestick-а есть клавиша включения микрофона гарнитуры в разговор (или на передачу). Нажимается, когда надо сказать что-то в эфир.

Имеют электропривод и могут регулироваться как вперёд-назад, так и по высоте и по отклонению спинки (там ещё всякие подпоры поясничные регулируются, но это не про сейчас).

Кресла очень эргономичны не только по посадке, но и внешнему виду и по дополнительным функциям.
На Боинге, например, кресла так до сих пор и остаются как на бомбардировщиках:) - клёпаной конструкции из металлического листа и с различными рычагами и барабанчиками по бокам.
Здесь же мы видим аккуратную продуманную конструкцию с минимумом острых выступающих углов. Подлокотник убирается в свою нишу, на спинке есть отсек для спасательных жилетов. Спинная подушка съёмная и с ней можно плавать в случае чего.

Подлокотник кресла также регулируемый и его располагают так, чтобы удобнее лежала рука при управлении самолётом:

Иногда возникают вопросы, не трудно ли капитану рулить левой рукой.
Не знаю. По разговорам пилотов, подсмотренным в интернете, это всего лишь дело привычки.
Думаю, так и есть, потому что:
1. КВС, как правило, рулит даже лучше второго.
2. штурвалом тоже рулят одной рукой (вторая - на РУДах).
3. огромное количество народу на машинах рулит тоже левой рукой, а правой переключают передачи.

Главным отличием Airbus от Boeing, несоменно, является :)

У Boeing на этом месте зачем-то растёт большой штурвал, так что и ни поесть толком, ни письмо маме написать.

Сбоку от пилотского кресла, у стены, есть места для кислородных масок экипажа

Снизу - огнетушитель, а сзади - бардачок для документов, где обычно лежит куча книг о том, как летать (если забыл, всегда можно догнаться).

И, наконец, на задней стенке находится панель (как это по-русски?..) (АЗС).

По бокам у рядов нанесены буквы, а снизу - числа. Так что получается система координат для простого нахождения нужного АЗСа.
Часть АЗСов отслеживается самолётом, и при их выбивании на верхнем среднем дисплее будет сообщение об этом. Такие АЗСы - зелёного цвета.
Если часть систем на самолёте отключена или была снята (хотя была установлена), то выдернутые АЗСы этих систем закрепляются. Тут они видны как имеющие красные ободки (а некоторые не видны, потому что с чёрными скобками).
Например, это могут быть такие системы как индикация давления в колёсах на дисплеях в кабине, развлекательные системы, второй локатор, и так далее.

Ну что же, на сегодня, пожалуй, всё. Получилось не только о кабине.

Если у кого-то ещё и теперь остались вопросы, - убью!
задавайте... :)

p. s.
и если вдруг это получилось интересно - отметьтесь, пожалуйста, в комментариях (ну, там что-то вроде "пеши есчо" или просто плюсик), а то иначе таких объёмных постов (во всю ночь) не буду писать.


Close