С тех пор, как люди научились конструировать летающие аппараты, их стали использовать для перевозки тяжелых и габаритных грузов. За историю воздухоплавания было создано немало транспортным самолетов, которые впечатляют своими огромными размерами. В сегодняшней подборке мы представляем вашему вниманию 11 самых больших грузовых самолетов в мире.

11 ФОТО

Ан-225 на данный момент является самым большим самолетом в мире, он обладает сверхбольшой грузоподъемностью и может поднимать в воздух около 250 тонн. Изначально Ан-225 был разработан и построен для перевозки компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран».


Этот транспортный самолет представляет собой модифицированную версию Boeing 747, он был построен и используется исключительно для перевозки частей самолета Boeing 787. Особенностью Dreamlifter является его необычный внешний вид.


Грузовой самолет Super Guppy был выпущен в пяти экземплярах и на сегодняшний день из них используется только один. Он принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных грузов и частей космических кораблей.


Ан-124 — это тяжелый транспортный самолет военного назначения для дальних перевозок, самый крупный в мире из всех серийных коммерческих грузовых самолетов. Он был разработан в первую очередь для воздушной перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для транспортировки тяжелой военной техники. Грузоподъемность Ан-124 – 120 тонн. Техобслуживание самолета может производится только в специальном ангаре, построенном для компании-владельца Ан-124 из металлоконструкций (похожий принцип http://ctcholding.kz/uslugi/bystrovozvodimye-zdaniya/iz-metallokonstruktsij/promyshlennye-zdaniya).


Американский военно-транспортный самолет, второй по грузоподъемности после Ан-124. Lockheed C-5 Galaxy способен перевозить в своем грузовом отсеке шесть вертолетов или два крупных танка. Общий вес, который может перевезти самолет, составляет более 118 тонн.


Реактивный грузовой самолет для перевозки крупногабаритных грузов, который был разработан на базе серии Airbus A300. Основная цель создания A300-600ST – это замена транспортного самолета Super Guppy. Названием Beluga обязана форме корпуса, которая напоминает кита белуху. Грузоподъемность «Белуги» — 47 тонн.


Тяжелый транспортный самолет советского производства, самый большой турбовинтовой самолет в мире. В настоящее время самолет используется в ВВС РФ и украинской грузовой авиакомпанией “Antonov Airlines”. Грузоподъемность Ан-22 составляет 60 тонн.


C-17 Globemaster III – один из наиболее распространенных военно-транспортных самолетов ВВС США, используется по сегодняшний день. Самолет предназначен для перевозки военной техники и войск, а также выполнения тактических миссий. Грузоподъемность C-17 – более 76 тонн.


A400M Atlas был разработан и построен в качестве международного проекта для ВВС Франции, Германии, Италии, Великобритании и нескольких других стран. Представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет грузоподъемностью до 37 тонн.

Двухмоторный военно-транспортный самолет Воздушных сил самообороны Японии, созданный в качестве замены для самолетов Kawasaki C-1 и Lockheed C-130 Hercules. Грузоподъемность C-1 составляет 37 с половиной тонн.

Пока ещё не очень продолжительная история авиации изобилует эпизодами, когда в разных странах, в разное время и по разным причинам в военную моду входила гигантомания, приводившая к постройке огромных летающих машин. В этом материале представлены 10 таких самолётов, построенных за последние три четверти века.

1. Junkers Ju 390

Эта машина была построена в Германии на базе четырёхмоторного Junkers Ju 290 в 1943 году и предназначалась для использования в качестве тяжёлого транспортного, морского патрульного самолёта, а также стратегического бомбардировщика. В планах у немцев была постройка 26 подобных самолётов, с помощью которых в теории можно было бомбить даже территорию США, но в реальности они смогли построить лишь две машины. Размах крыльев самолёта составлял 50,3 метра, а его длина – 34,2 метра, дальность полёта – до 9700 километров.

2. Антонов Ан -225 «Мрия »

Самолёт Ан-225 «Мрия» был разработан конструкторским бюро Антонова в 1980-х годах. Он является самым длинным (84 метра) и тяжёлым (максимальная взлётная масса 640 тонн) самолётом из когда-либо построенных. «Мрия» изначально создавалась для транспортировки многоразового космического корабля «Буран», а также различных крупногабаритных компонентов ракеты-носителя от места производства к месту запуска, и была произведена в единственном экземпляре (второй экземпляр в готовности примерно на 70% с советских времен находится на заводе «Антонов»). После завершения программы «Энергия - Буран», Ан-225 на протяжении восьми лет находился на консервации. В начале 2000-х годов самолёт восстановили силами украинских компаний, и в настоящее время он выполняет коммерческие грузовые перевозки.


3. Messerschmitt Me 323 «Gigant»


Германский Messerschmitt Me 323 был крупнейшим серийным сухопутным самолётом Второй мировой войны. Всего их было построено чуть более 200 штук. Он был сконструирован и построен в рамках подготовки к планируемому вторжению в Великобританию. Исходно его создавали как тяжёлый планер Me 321, но в 1941 году было принято решение строить вариант этого планера с мотором. Обладая грузоподъёмностью до 23 тонн, этот самолёт с тканевой и фанерной обшивкой использовался немцами в основном для снабжения войск в Северной Африке, хотя встречался и на Восточном фронте.


4. Blohm & Voss BV 238


Эта немецкая летающая лодка с размахом крыльев в 60,17 метра совершила первый полёт в марте 1944 года и была построена в единственном экземпляре. Blohm & Voss BV 238 был крупнейшим из построенных к тому моменту самолётов, и, по иронии судьбы, стал крупнейшим самолётом, уничтоженным во время Второй мировой войны. Самолёт базировался на озере Шальзее на севере Германии и в сентябре 1944 года был потоплен в результате атаки группы американских истребителей P-51 Mustang. По другой версии, его уничтожили британские Hawker Typhoon в мае 1945 года.

5. Martin JRM Mars


Большой транспортный гидросамолёт Martin JRM Mars был в ограниченном количестве (1 опытный образец и 6 серийных) построен для ВМС США во время Второй мировой войны. Он создавался как «летающий дредноут» - дальний патрульный самолёт. После войны четыре уцелевших «Марса», списанных в 1959 году на металлолом, были выкуплены канадскими лесопромышленниками и переоборудованы в летающие танкеры для тушения лесных пожаров. После 2012 года в строю ещё остаётся один Martin JRM Mars.

6. Convair B-36 Peacemaker


Прототип ХВ-36 (справа) рядом с B-29 Superfortress

B-36 Peacemaker («Миротворец») – американский межконтинентальный бомбардировщик, крупнейший по размаху крыла (70,1 метра) боевой самолёт за всю историю авиации. Первый полёт осуществил в августе 1946 года. Всего было построено 384 самолёта.

7. Convair XC-99


ХС-99 – американский прототип тяжёлого грузового самолёта, построенный с применением деталей бомбардировщика B-36. Построенный в единственном экземпляре, первый полёт он совершил 24 ноября 1947 года, а в 1949-м поступил на вооружение ВВС США. В ходе Корейской войны ХС-99 совершал межконтинентальные рейсы в интересах армии США. Последний полёт выполнил 19 марта 1957 года.

8. Boeing B-52 Stratofortress


Межконтинентальный стратегический бомбардировщик В-52 совершил свой первый полёт в апреле 1952 года и пришёл на смену Convair B-36. Являясь одним из основных средств доставки американского ядерного оружия, В-52 участвовал в нескольких военных конфликтах, в ходе которых с его борта применялось только обычное вооружение. ВВС США планируют использовать В-52 как минимум до 2040-х годов. Размах крыла самолёта составляет 56,39 метра.

Удивительно, но эти огромные монстры летают в небе. Они весят сотни тонн, стоят сотни миллионов долларов, а их длина почти равна длине футбольного стадиона.

Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского - «мечта») является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Максимальный взлётный вес воздушного судна составляет 640 тонн. Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре.

Самолет был спроектирован в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе. «Мрия» установила мировой рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156.3 тонны, побив тем самым одновременно 110 мировых авиационных рекордов, что является рекордом само по себе.

«Мрия» и маленькие машинки.

Дорнье Do X - немецкая пассажирская летающая лодка фирмы Dornier. Предназначалась для эксплуатации на дальних пассажирских авиалиниях. Первый полет состоялся в 1929 году. 20 октября в ходе 40-минутного демонстрационного полёта этот самолет взлетел с Боденского озера с 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века.

Длина - 40.05 м, размах крыла - 48.0 м, количество пассажиров - 160.

В пилотской кабине Dornier Do X не было рычагов управления двигателями. Вместо этого, как на крупных морских судах того времени, пилот передавал (по телефону) команду на увеличение или уменьшение мощности бортинженеру, располагавшемуся в отдельной кабине.

Бортинженер управляет двенадцатью двигателями самолёта:

Это самый большой самолёт с одним пропеллером, самый большой пропеллер в истории. Четыре соединенных 260-сильных двигателя Mercedes D.IVa приводили в дивжение установленный в носу огромный винт.

Глядя только на фотографии, совершенно невозможно понять гигантские размеры R.II 55/17 (По какой-то причине, не существует дающих ощущение масштаба фотографий со стоящими возле самолета людьми.

R.II мог нести максимальную полезную нагрузку 7000 кг при общем полетном весе 15000 кг… Размах верхнего крыла – 42.16 м, длина – 20.32 м. Свой первый полет он сделал в январе 1919 года.

Советский агитационный, пассажирский многоместный, 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронеж. Первый полет он совершил 17 июня 1934 года. Длина - 33 метра.

В 1934 году на самолете установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 000 кг и 15 000 кг на высоту 5 000 м. В 1935 году во время демонстрационного полета самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек

После крушения АНТ-20 было решено построить улучшенный его дублёр АНТ-20 бис, однако ни он, ни АНТ-20 так и не были пущены в серию.

Это транспортная деревянная летающая лодка, получившая неофициальное прозвище Spruce Goose («Щёголь, Пижон», дословно «Еловый гусь»).

Вес - 130 тонн, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным - 98 метров (у «Мрии» - 88.4 м). Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В настоящее время является экспонатом музея Evergreen International Aviation в Макминнвилле (Орегон), куда был перевезён в 1993 году. Самолёт ежегодно посещают около 300 000 туристов.

Бристоль Брабазон) - экспериментальный британский пассажирский самолёт, построенный в 1949 году. Крупнейший самолёт, когда-либо построенный в Великобритании.

Длина - 54м, развах крыльев - 70м.

К 1952 году стало ясно, что верхний сегмент рынка перевозок никогда не окупит самолёта, построенного только для перевозок первым классом. Даже в «общем» классе каждый пассажир «Брабазона» имел по 6 куб.м внутреннего объёма, в первом классе - 8 куб.м; самолёт буквально «возил на себе» эти кубометры фюзеляжа. В марте 1952 правительство отказалось поддерживать достройку второго, турбовинтового, образца, а в 1953 обе машины отправились на металлолом.

Первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 36 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.

Boeing 747-400 состоит из 6 млн деталей (половина из которых - крепёж), производимых в 33 разных странах. Во время операции «Соломон» (военная операция Израиля по вывозу эфиопских евреев в Израиль) был поставлен мировой рекорд по перевезённому количеству пассажиров за один полёт одним воздушным судном - 24 мая 1991 года «Boeing-747» авиакомпании El Al перевёз в Израиль 1122 пассажира. Причем в полете родились два младенца.

Новый Boeing 747-8 является новым поколением знаменитой серии Boeing 747 с удлинённым фюзеляжем, перепроектированным крылом и улучшенной экономической эффективностью. 747-8 является самым большим коммерческим самолётом, построенным в США, а также самым длинным пассажирским самолётом в мире.

Длина - 76.3 м, размах крыла - 68.5 м.

Это тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе1987 года, всего было построено 56 машин.

Грузоподъёмность - 120 тонн, длина - 69.1 м, размах крыла - 73.3 м. В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезённого коммерческого груза. Из Парижа в Доху был доставлен химреактор весом 125 тонн, а общий вес груза со спецоснасткой составил 140 тонн.

Ремонт и модернизация самолётов Ан-124 «Руслан» теперь осуществляется на авиастроительном заводе в Ульяновске.

Он был построен в 1966 году. Это был самый большой самолет в мире до Ан-225, получивший у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Длина - 92 м, размах крыла - 37.6 м, максимальная взлетная масса - 544 000 кг.

Самый большой серийный пассажирский авиалайнер в мире, превосходя по вместимости Boeing 747, который может перевозить лишь до 525 пассажиров (Boeing 747 являлся крупнейшим пассажирским лайнером на протяжении 36 лет). Его длина - 73 метра, размах крыла - 79.75 метра, максимальная взлётная масса - 560 тонн (масса самого самолёта - 280 тонн).

Начало производства - 2004 год. Первый проданный самолёт был сдан заказчику 15 октября 2007 года.

Бериев Бе-2500 «Нептун» - амбициозный проект сверхтяжёлого транспортного самолёта-амфибии, разрабатывавшийся на таганрогском ТАНТК им. Г. М. Бериева. Является самым большим в истории из когда-либо задуманных самолетов. Длина - 115.5 м, размах крыла - 125.5 м, взлётный вес - 2.5 млн кг, максимальная коммерческая нагрузка - до 1 млн кг.

Проект так и остался проектом, и в принятой в конце 2012 года государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» упоминания о самолете отсутствуют.

LZ 129 «Гинденбург» - жёсткий дирижабль, построенный в 1936 году в Германии. Был самым большим в мире из созданных до того времени дирижаблей.

«Гинденбург» впервые поднялся в воздух во Фридрисхафене 4 марта 1936 года. 6 мая 1937 года, завершая очередной трансатлантический рейс, наполненный пожароопасным водородом «Гинденбург» загорелся и потерпел катастрофу, в результате которой погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях.

В одной из наших статей мы рассказывали о самом большом в мире круизном лайнере . Напомним, что это «Оазис морей». Сегодня поговорим о том, какой крылатой машине принадлежит статус: «Самый большой самолёт в мире».

Знакомьтесь, самолёт «» (Ан-225), разработки киевского Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова. Он же самый тяжёлый, самый грузоподъёмный самолёт в мире, который впервые был запущен в воздушное пространство 21 декабря 1988 года. Руководителем проекта выступил Виктор Толмачёв.

Изначально этот самолёт создавался исключительно для нужд советской космической отрасли, в частности для перевозки космического корабля «Буран». При этом в ходе разработки специалисты заложили два самолёта, но успели достроить только один. После распада СССР с действующего самолёта сняли двигатель и Мрия долгое время была законсервирована. Однако, спустя семь лет воздушный гигант вновь увидел небо. Сегодня самолёт Ан-225 используется исключительно для совершения грузовых коммерческих рейсов авиакомпании «Antonov Airlines».

Чтобы понять насколько этот самолёт огромен, приведём габариты и характеристики АН-225.

1. Размеры грузовой кабины:

  • ширина – 6,4 м;
  • длина – 43 м;
  • высота – 4,4 м.

При этом грузовая кабина самолёта полностью герметична, что позволяет перевозить самые разные грузы. Судя по размеру грузовой кабины, то в ней легко можно перевозить 16 стандартных контейнеров или весь корпус Боинга-737.

2. Кабина для членов экипажа вмещает до 6 чел.

Обратите внимание, что к кабине ведёт специальная лестница.

3. Предусмотрено на борту также отдельное помещение для 18 человек (как правило, это люди, которые сопровождают груз). Здесь же можно отдохнуть, провести переговоры, конференции.

4. Максимальный вес груза – 250 тонн.

5. Размах крыльев: 88,4 м, высота -18 м, длина – 84 м.

6. Запуск осуществляется 6-мя двигателями, каждый из которых на взлетном режиме развивает тягу 23,4 тонн.

7. Масса топлива в баках – 365 тонн. Мрия может оставаться в воздухе 18 часов и преодолеть расстояние в 15000 км, но при полной загрузке самолёт находится в небе без дозаправки около 2-х часов. Чтобы заправить это воздушное судно требуется до полутора суток, и от 7 до 70 заправщиков.

8. Общее количество колёс – 32. Через каждые 90 посадок колёса требуют замены.

9. Крейсерская скорость – 850 км/час. Скорость на взлёте/посадке – 240-280 км/час.

В общей сложности на счету Ан-225 около 250 мировых рекордов. Самые известные это перевозка:

  • самого тяжёлого груза -253 тонн;
  • самого тяжёлого монолитного груза – 188 тонн;
  • самого длинного груза.

Вот например погрузка груза весом 170 тонн из Цюриха в Бахрейн с дозаправкой в Афинах и Каире.

Самой дальней точкой, в которой удалось побывать Ан-225 является остров Таити (16400 км). Учитывая большой расход топлива и дорогую эксплуатацию, грузоперевозки на этом самолете осуществляются редко, когда нет возможности доставить груз по морю. Для достройки второй «Мрии» необходимо финансирование в размере $120 млн.

И вот такие следы остаются на полосе при взлёте этого воздушного гиганта.

Самый большой пассажирский самолёт

А вот самым большим самолётом для перевозки пассажиров является Airbus А380. Его параметры:

  • высоты – 24 м;
  • размах крыльев – 79,4 м;
  • длина – 73 м;
  • вместительность – 555 чел, но чартерная версия может вместить до 853 чел.

Кроме внушительной вместительности Airbus А380 отличается ещё и небольшим расходом топлива: 3 л на 100 км пути. При этом это воздушное судно может совершать беспосадочные перелёты до 15000 км. На разработку этого второго воздушного гиганта ушло 10 лет и было потрачено 12 млрд евро.

Но, пожалуй, на этом конструкторы решили на останавливаться, и в конце мая 2017 года свой ангар покинул самый большой самолёт в мире The Stratolaunch. Судите сами:

  • размах крыльев – 117 м;
  • высота – 15 м;
  • вес – 226 тонн;
  • грузоподъёмность – 250 тонн.

Согласно оценкам экспертов этот самолёт длиннее футбольного поля, тяжелее голубого кита, а запуск в работу осуществляется за счёт шести двигателей, мощность которых соответствует мощности двигателей Boeing 747.
Данная разработка принадлежит частной американской компанией во главе с Полом Алленом, который в своё время был одним из основателей корпорации Microsoft.

Создавался это супер гигант для одной только цели – это вывод ракет-носителей на большую высоту, откуда они смогут сами продолжить свой полёт, что в свою очередь позволит удешевить запуск космических аппаратов.

Однако, несмотря на эту разработку самолет АН-225, более известен, как «Мрия» по-прежнему остаётся самым большим самолётом в мире, так как его конкурент The Stratolaunch ещё ни разу не отрывался от земли, а первый его демонстрационный полёт запланирован только на 2019 год.

Характеристики ниже названия: Первый полет Длина, размах / S крыла, Кол-во пассажиров, Крейсерская скорость, Дальность полёта.
Ан-225 "Мрия"

21.12.1988 84 м, 88,4 м, 905 м² н/д, 800 км/ч 15 400 км
Крупнейший самолет в мире, Ан-225 является также самым тяжелым в мире самолетом (макс. взлетная масса больше чем 640 тонн) и крупнейшим летательный аппаратом по размаху крыла (кроме Hughes H-4 Hercules, который относился к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году). Эксплуатируется 1 экземпляр.

Airbus A380-800

27.04.2005 72.73 м, 79.75 м, 845 м² 525 (3-класса), 853 (1-класс) 1020 км/ч 15 400 км
Самый большой пассажирский самолет в мире, крупнейший серийный самолет.

Антонов Ан-124 "Руслан"

24.12.1982 69.1 м, 73.3 м, 628 м² грузовой 800-850 км/ч 14 400 км (без груза)
Второй по величине серийный самолет в мире, после Airbus A380. Самый большой военный самолет в мире. Самый большой серийный грузовой самолёт в мире.

Boeing 747-8

08.02.2010 76.25 м, 68.45 м 554 м² 467 (3 класса), 605 (макс.) 917 км/ч 14 800 км (467 пас+багаж)

Самый длинный пассажирский самолет в мире 76.25 м.

Boeing 747

09.02.1969 70.6 м, 64.4 м, 525 м² 416 (3 класса), 660 (1 класс) 913 км/ч 14 200 км с макс.нагрузкой
Крупнейшие самолет в мире по вместимости пасcажиров до появления Airbus A380.

Boeing 747 LCF (Dreamlifter)

09.09.2006 71.68 м, 64.4 м грузовой 878 км/ч 7800 км
747 грузовой с увеличенным фюзеляжем.

Airbus A340-600

23.04.2001 75.36 м 63.45 м 439.4м² 419(2 класса) 440/520(макс.) 885 км/ч 14 600 км
Второй по длине в мире пассажирский самолет (75.36м) после Boeing 747-8.

Антонов Ан-22

27.02.1965 57.31 м, 64.40 м, 345 м² н/д 580 км/ч 5225 км (практическая)
Самый большой турбовинтовой самолет в мире.

Туполев АНТ-20 Максим Горький

19.05.1934 33.0 м, 63 м, 486 м² 8+72 чел 275 км/ч 1000 км
Крупнейших из производимых самолетов 1930-х годов с сухопутным шасси.
Дорнье Do X 12.06.1929 40.05 м, 48 м, 454 м² 60-100 чел 175 км/ч 2 300 км (практическая)
Крупнейшая успешно летающая лодка и тяжелейший самолет в мире с 1929 до 1942 года, до тех пор пока Boeing B-29 Superfortress не совершил первый полет.

Источник характеристик: соответствующие страницы Википедии. S-крыла - площадь крыла. Источник изображений: соответствующие страницы Википедии. Авторы изображений: Dmitry A. Mottl, Terence Ong, Arcturus, Boeing Dreamscape,Dmitry A. Mottl, Yamaguchi Yoshiaki, Arpingstone, Dmitry A. Mottl.
Источник строк таблицы.


Close