Большой Москворецкий мост. Фото 1930-1935 годов из фонда ЦИГИ

Васильевский спуск в наши дни известен тем, что здесь проводятся всяческие шоу и концерты. Трудно поверить, но свободное пространство появилось тут не так уж давно, в 1936 году, когда стоявшие на этом склоне здания снесли, чтобы освободить место для прохода демонстраций и движения транспорта по новому Москворецкому мосту, построенному академиком Щусевым немного левее места, где стоял прежний мост.

Васильевская площадь. Фото 1900-1910 годов

А прежде пространство между Москворецкой улицей и Васильевской площадью занимал длинный квартал, и в каждом из его домов кипела жизнь. Особенно интересной была она в XIX веке в одном древнем здании, именовавшемся по старой памяти «ямским приказом». Населяли его сапожники, по большей части кустари-одиночки, иногда объединявшиеся в артели по 2-3 человека, что для совместного труда особого проку не имело, зато помогало обдурить начальство. Когда из ремесленной или городской Управы являлся чиновник для проверки промысловых свидетельств, все «безбилетники» прятались кто куда, а инспектору заговаривал зубы и отводил глаза обладатель законной бумажки, умело делавший вид, будто это он один тут трудится на трёх верстаках разом.

Но уж когда заходил в «ямской приказ» покупатель, буквально изо всех щелей вылезала прорва народу, и каждый хватал кормильца за рукав и тащил показать свой товар, самый дешёвый в городе. Сюда действительно приходили в поисках дешевизны, рискуя нарваться на изделие совершенно никуда не годное, но надеясь на свой покупательский опыт и на удачу. Везло не каждому: обновка запросто могла расстаться с каблуком или с подошвой на полпути к дому.

Посильное участие в бизнесе принимала и женская часть населения.

«Дешевым теплым товаром производилась торговля еще около Кремлевской стены - вниз от Спасских ворот к Москве-реке стоял ряд палаток с чулками, варежками, шарфами, фуфайками ручной вязки. Торговки этим товаром тут же и изготовляли его, сидя за вязанием у своих палаток. Некоторые торговки продавали свой товар с рук и ходили обвешанные чулками, шарфами, платками».

(И. Белоусов, «Ушедшая Москва»)

Москворецкая улица. Открытка 1900-1910 годов

Ближе к Зарядью располагались коммерсанты более солидные.

«Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко.

На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями».

(П. И. Богатырёв, «Московская старина. Китай-город»)

Москворецкая набережная. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США (1890)

Разобранный в 1819 году участок стены Китай-города с Москворецкими воротами примыкал к стене кремлёвской у Москворецкой башни, которую по-другому ещё называли Беклемишевской - за ней, в углу Тайницкого сада, стояли в XVI веке палаты боярина Ивана Берсень-Беклемишева. В подвале этой башни сохранился тайный колодец, который в случае осады Кремля должен был снабжать водой защитников крепости.

Следующая башня, Константино-Еленинская, получила своё название по церкви святых Константина и Елены, построенной в середине XIV века и разрушенной в 1928 году. В башне виден контур ворот, в XVIII веке заложенных кирпичом и почти скрытых газоном. Из ворот башни, стоявшей на этом месте в 1380 году, выехал из Кремля Дмитрий Донской со своими воинами, направляясь на Куликово поле. Тогда перед башней стоял мост через ров и отводная стрельница наподобие той, что мы видели рядом с Манежем, только деревянная, как и весь Кремль в те времена. В царствование Алексея Михайловича основными воротами сделались Спасские, а в Константино-Еленинской башне, заложив проезд, разместили разбойный приказ, и с тех пор башню прозвали Пыточной.

Стена Кремля. Открытка 1914-1917 годов

Следующая башня - Набатная. Звук висевшего на ней колокола оповещал жителей Москвы о пожаре либо нападении врага. Зачинщики чумного бунта тоже ударили в набат, и сбежавшиеся на Красную площадь горожане захватили Кремль. На следующий день беспорядки были подавлены, и суровую кару понесли все, кто попался в руки властей. Досталось даже колоколу. Ему разгневанная Екатерина II повелела вырвать язык. Лишённый голоса колокол был снят с башни в 1817 году и перевезён в Арсенал. В наши дни он хранится в Оружейной палате, а где находится язык, уже никому не известно.

Из-за оседания грунта Набатная башня довольно заметно отклонилась от вертикали - в верхней части почти на метр, - но после укрепления фундамента угол наклона увеличиваться перестал.

Самая маленькая из башен, напоминающая теремок, называется Царской. Рассказывают,

что с неё Иван Грозный любил смотреть на кулачные бои, когда их устраивали на Красной площади. Но это не более чем легенда - башня Царская была построена уже при Алексее Михайловиче, да и кулачные бои обычно проводились на льду Москвы-реки.

Вообще-то Царская - это даже и не башня, а просто небольшой шатёр на прясле стены, нужный исключительно для антуража: во время особенных торжеств царь показывался собравшемуся народу, стоя под этой сенью и наслаждаясь общим ликованием. С переносом столицы в Санкт-Петербург прекратился и этот, и ещё один обычай здешних мест - перестали из ворот Спасской башни выносить ящик, в который дозволялось опускать челобитные государю.

Неизвестный художник XIX века. «Вид из Спасских ворот».

Ворота эти, как и башня, до 1648 года именовались Фроловскими по ближайшей к ним церкви Фрола и Лавра, а новое название установил царь Алексей Михайлович, когда образ Нерукотворного Спаса торжественным крестным ходом из Успенского собора Кремля перенесли в Новоспасский монастырь. На Фроловских воротах, через которые двигалась процессия, был поставлен образ Спасителя в золотой ризе, и повелено было именовать ворота Спасскими, а ходить ими только с непокрытой головой. Проезжать ворота верхом тоже воспрещалось, и если кто рискнул бы проехать верхом или пройти, не сняв головного убора, караульным стрельцам полагалось его остановить и заставить, невзирая на чин и звание, положить перед иконой до 50 земных поклонов, «а буде кто воспротивится, наказать того батогами».

Алексей Михайлович и сам, возвращаясь из литовского похода в 1655 году, вошёл в Кремль с непокрытою головой; а вот император Наполеон, если верить преданию, чуть не упал с коня перед воротами, когда налетевший порыв ветра сорвал с корсиканца треуголку.

Спасская башня. Фото 1900-х годов

Спасская башня знаменита более всего тем, что в ней расположены кремлёвские куранты. Была даже пьеса такая, если помните, - про то, как эти часы, в которые при обстреле Кремля попал снаряд, мудрый Ленин в 1918 году велел не просто отремонтировать, но и научить исполнять «Интернационал». Это исторический факт. Но если уж о фактах, то первые механические часы в Кремле появились в 1404 году на башне дворца великого князя Василия I. Установил их афонский монах Лазарь Сербин, и за эту работу князь пожаловал мастеру 30 фунтов серебра. Каждый час металлический человек ударял молотом в колокол, поражая всех, кто видел ту диковину.

А на башне часы появились в 1624 году, когда в её шатре, специально для этого построенном архитектором Баженом Огурцовым, англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило собрали изготовленный в Англии механизм.

Часы были не полностью механическими и с современной точки зрения даже выглядели довольно странно. Текущий час указывала единственная и неподвижная стрелка, под которой вращался покрытый голубой краской и усеянный золотыми и серебряными звёздами огромный деревянный циферблат. Деления не нём обозначались не цифрами, а буквами славянского алфавита, так что нам с вами узнать время по этим часам было бы непросто, тем более что делений было не 12, а 17 (ведь в наших широтах июльский день и декабрьская ночь длятся 17 часов)

Смотритель часов поднимался на башню дважды в сутки - на рассвете и на закате, то есть когда солнце пересекало линию горизонта, - и вручную переводил циферблат на нулевую отметку, только после этого механизм начинал автоматически отсчитывать часы дня или ночи.

Иллюстрация из книги С. П. Бартенева «Москва, Кремль в старину и теперь». М., 1912

Часовщик Спасской башни при назначении на должность давал клятвенное поручительство «у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью, в карты не играть и вином и табаком не торговать, и воровским людем стану и приезду не держать, и с воровскими людьми не знатца, и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения, какое всего беречь и не разорять».

Пётр Великий при введении григорианского календаря заодно перевёл страну на единый суточный отсчет времени, поэтому пришлось в Голландии заказать часы нового образца - с двумя стрелками и циферблатом, размеченным на привычные нам 12 делений. Когда в 1706 году часы привезли в Москву на 30 подводах, кузнец Никифор Яковлев установил и запустил механизм, а вскоре на башне появились и куранты - устройство, исполняющее мелодию с помощью колоколов.

Вал для курантов и часть часового механизма

Главная деталь курантов - барабан с набором штифтов (колков), как в музыкальной шкатулке. При вращении барабана каждый колок в определённый момент приводит в движение соответствующий рычаг, который дёргает проволоку, протянутую к одному из колоколов, тот наклоняется и, ударившись об язык, издаёт звон. Всё просто. Сложностей, собственно, только две: русские церковные колокола обладают звуком довольно широкого спектра, и поэтому трудно использовать их там, где требуется звучание, точно соответствующее определённой ноте. К тому же «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно». Тем не менее, в петровские времена мастера сумели сделать так, чтобы часы исполняли марш Преображенского полка.

Механизм часов Спасской башни

Конструкцию часов, какой она была в XIX веке, С. П. Бартенев описывал так: «Механизм состоит из четырёх заводных валов. 1-й вал служит для хода стрелок, 2-й для боя часов, 3-й для боя четвертей и 4-й для игры курантов. Валы приводятся в движение гирями из наборных кругов, весом в 1/3, 1 и 2 пуда каждый. Для каждого вала набирается гиря весом в 7 пудов, а зимою, когда в механизме трение увеличивается, до 11 пудов».

Механизмы часов от долгой эксплуатации приходили в негодность и погибали в пожарах, их ремонтировали или заменяли полностью, куранты исполняли то немецкую песенку «Ах, мой милый Августин», то мелодию Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», а то и вовсе похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» - но как бы то ни было, сейчас уже невозможно представить себе Красную площадь без Спасской башни с её часами и курантами, отбивающими каждую четверть каждого часа.

В образовании новых русских городских топонимов после 1917 года по понятным социально-политическим причинам практически не использовались названия церквей, монастырей, христианских праздников и тому подобная лексика.

Кроме простого возвращения на карту многих утрат советского периода (Знаменка вместо ул. Фрунзе, Пречистенка — вместо Кропоткинской ул., Рождественка вместо ул. Жданова и др.), некоторые агиотопонимы (слово агиос в греческом языке означает «святой») вообще рождаются как бы заново. Наглядный пример — ставший за короткое время очень известным московский топоним Васильевский спуск , который до начала 90-х годов ни в устной, ни тем более в письменной речи практически не употреблялся.

Васильевский спуск — это территория склона, ведущего от собора Покрова Пресвятой Богородицы (храма Василия Блаженного) вниз — к набережной реки Москвы и Большому Москворецкому мосту.

До собора на этом крутом склоне стояла церковь Святой Троицы (поэтому-то и первоначальное название Красной площади было Троицкая, но об этом — чуть позже).

Сейчас и москвичи, и туристы обычно называют этот собор храмом Василия Блаженного, однако истинное его наименование — Покровский собор (или точнее — собор Покрова, что «на рву»). Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, эта два имени одного человека) в 1554—1561 годах по повелению Иоанна Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. Храм как бы увековечивал собой героические подвиги народа и хранил память о тех, кто погиб в Казанском походе. Барма и Постник возвели необыкновенно живописный собор из девяти, как того требовала созданная мастерами художественная композиция (позже их стало десять), разновысоких храмов, расположенных вокруг одного центрального. Церкви символизировали и дни осады Казани. Декоративность, красота храма предопределялись уже тем, что он высился на самой большой народной площади Москвы и как бы специально был создан для народа. И само место, на котором он стоял, было достаточно необычным — самым высоким на площади: это действительно было начало обрыва к Москве-реке, а рядом проходил ров, защищавший кремлевскую стену.

Прекрасный знаток Москвы Яков Белицкий умел подсказать, как надлежит осматривать памятники московской старины, в том числе и храм Василия Блаженного. Вот что он написал об этом в своей книге «Забытая Москва»: «Собор, как и многое на Красной площади, с секретом. Издали он, знакомый по книжным картинкам, по альбомам, уже не в силах одарить вас хоть какой-то новизной. Но надо подойти к нему вплотную и не спеша обойти вокруг, и тогда... Тогда вы увидите в деталях его купола и резные крылечки, и поплывет перед глазами праздничное многоцветье его изразцов».

Собор освящен в честь известного и любимого русским народом праздника Покрова Богородицы. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» начала XX века о празднике этом говорится следующее: «Покров Пресвятой Богородицы (1 октября) — праздник православной церкви. Установлен в память события, бывшего в Константинополе... В войне с сарацинами городу угрожала опасность, но в этот день св. Андрей юродивый с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божью Матерь с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой покров (омофор) над христианами. Ободренные греки отбили сарацинов. В честь покрова Пресвятой Богородицы существует акафист».

Собор действительно возвышался надо рвом, что и отразилось в его полном наименовании: Покров Богородицы, что «на рву».

В 1588 году к нему был пристроен небольшой храм св. Василия, воспринятый народом как построенный в честь московского юродивого Василия. Так спустя почти тридцать лет он получил и другое название: храм Василия Блаженного, бытовавшее наряду с официальным — собор Покрова Пресвятой Богородицы. В наше с вами время более известно и употребительно первое наименование. Оно легло и в основу топонимов.

Та часть Красной площади, которая была заключена между собором и Кремлевской стеной, еще до 1938 года называлась Васильевской площадью: после 1938 года она официально включена в состав Красной площади.

Территория, расположенная ниже храма Покрова Богородицы, т. е. Васильевский спуск стала использоваться для различного рода мероприятий в конце так называемой «перестройки», когда Красная площадь оставалась для этих действий закрытым местом. Но в средствах массовой информации журналистами использовался именно топоним Красная площадь, хотя на деле речь шла (как, например, в тексте о старте из центра Москвы международного марафона мира, происшедшего на Васильевском спуске) о территории, лежащей за границей площади.

Позже, с перенесением митингов и манифестаций с Манежной площади на интересующий нас участок близ храма Василия Блаженного возникла острая потребность в использовании его точного географического наименования. Благодаря влиянию средств массовой информации в кратчайшие сроки в русской речи прочно закрепился неофициальный (ибо он нигде и никак не зарегистрирован!) топоним Васильевский спуск. Резкая активизация топонима Васильевский спуск в речи москвичей, в газетах, журналах, на радио и телевидении связана и с тем, что место это начало активно использоваться для самых разнообразных культурных и спортивных мероприятий — от концертов рок-групп до показа коллекций модной одежды.

Примечательны оба компонента, обе части топонимического словосочетания Васильевский спуск . Нарицательное слово спуск воспринимается носителями русского языка как составная часть той тематической группы слов, которая означает внутригородские объекты типа «улица», «площадь», «переулок». В действительности мы имеем дело с ложной частью такого тематического ряда, ибо даже исторически слово спуск в него не входило, в отличие, например, от вышедшего из употребления слова крестец со значением «небольшая городская площадь с перекрестком»: Никольский крестец, Варварский крестец, Ильинский крестец и др. Московскими крестцами, их истории, этимологии их наименований посвящена специальная глава в одной из лучших книг по истории столицы (см.: Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Издание А. Мартынова. Текст составлен И. Н. Снегиревым. Т. 1. — М., 1865, с. 176—189).

Известный ученый, профессор Э. М. Мурзаев в своем специальном исследовании «Географические термины в топонимии Москвы» (статья опубликована в сборнике «Географические названия в Москве» не выделяет термин спуск среди терминов вал, ворота, бутырки, гора, берег, болото, враг (овраг), застава и др. Однако тот же исследователь ввел словарную статью СПУСК в свой «Словарь народных географических терминов».

«СПУСК. Наклонная поверхность, по которой спускаются вниз (здесь Э. М. Мурзаев сначала ссылается на известный 17-томный словарь русского языка АН СССР. — М. Г. ). В топонимии — склон с проложенной по нему дорогой, тропой, улицей. Ср. опускаться, пуск. Ул. Кловский Спуск и Андреевский Спуск в Киеве. Семантическая параллель см. сходня ».

Именно благодаря такому своему содержанию термин спуск точно характеризует черты данной территории: перед нами — дорога вниз вдоль стены Кремля, склон у храма Василия Блаженного.

Процитируем некоторые дореволюционные и современные издания:

«Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличается своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавшего в руки Московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов... И как «обетный» храм, соединенный с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную площадь от спуска к Москве-реке» (это отрывок из книги «по Москве: Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям» под ред. Н. А. Гейнике и др.);

«Собор Покрова, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке» (эта цитата — отрывок из фундаментального издания «Памятники архитектуры Москвы» начала 80-х годов).

Поскольку слово спуск в нашем московском топониме все же ассоциируется с тематическим рядом улица, набережная, гора (типа Поклонная гора ), то его следует писать в названии со строчной буквы: спуск. В киевском топониме это же существительное давно и прочно превратилось в часть названия улицы, поэтому оба компонента наименования Андреевский Спуск нужно писать с прописной буквы, аналогично близким по структуре московским названиям: улица Кузнецкий Мост, улица Сущевский Вал, улица Церковная Горка.

Не менее интересна история первой части топонима Васильевский спуск. Имеющая форму прилагательного, она образована путем, как говорят ученые, трансонимизации (т. е. перехода одного имени собственного в другое имя, название, наименование), не официального наименования собора Покрова Пресвятой Богородицы, а его народного названия — храма Василия Блаженного. Такова была сила духовной народной традиции: москвичи любили и почитали юродивого Василия, как учителя, а после его кончины — как небесного молитвенника и покровителя. Об этом известно, в частности следующее: «Место, где он (собор. — М. Г. ) основан, раньше было кладбищем с церковью во имя Святой Живоначальной Троицы, в которой был похоронен святой юродивый Василий Блаженный... Существует много легенд, связанных с благочестивыми подвигами и провидческими способностями юродивого, например, такая — наслышавшись о подвижнической жизни Василия, Иван Грозный однажды призвал его к себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Блаженный, приняв ее, вылил вино в растворенное окно. Царь приказал налить ему другую, и Василий сделал то же самое. Тогда царь с гневом спросил юродивого:

— Зачем же ты так бесчестно поступаешь с государевым жалованием?

— Тушу пожар в Новгороде, — отвечал блаженный.

Вскоре весть о пожаре в Новгороде оправдала слова юродивого. Рассказывали, что в 1547 году Василий предсказал великий пожар Москвы... В целях исправления нравов народных и власть имущих он взял на себя подвиг «юродства ради Христа». Юродивость — новый чин мирянской святости — входит в русскую церковь с начала XIV века». Вот такой интересный рассказ о Василии Блаженном включил в свою книгу о религиозных центрах и общинах Москвы В. Г. Черкасов-Георгиевский.

А вот как — еще более интересно — написал о юродивом Василии, прозванном Блаженным, Я. М. Белицкий в уже упомянутой мною книге «Забытая Москва»: «...По этой площади среди бесчисленных лавок, среди шумной людской круговерти в рубище и босой в любое время бродил когда-то Василий сын Яковлев. Он родился в 1480 году в приходе храма Богоявления, что в Елохове. Рассказывают, что отец его был сапожником и сапожником надлежало быть и ему, но еще в отроческие годы он ушел из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца.

Легенд о Василии, прозванном Блаженным, существует великое множество.

Рассказывают, что однажды какой-то богач подарил ему шубу со своего плеча. Приметила эту шубу воровская ватажка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:

— Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.

— Бери, — сказал Василий, — и пусть все будет так, как ты поведал мне.

Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.

Василий Блаженный умер в 1551 году, а три года спустя в ознаменование победы над Казанским ханством заложил царь Иван Васильевич храм Покрова».

Мотивировка и конкретная разновидность модели образования в русской речи городского топонима Васильевский спуск достаточно прозрачны (несмотря на необычность деталей его истории и современных фактов 90-х годов XX века): антропоним (имя человека) Василий Блаженный, и придел Василия Блаженного собора Покрова Пресвятой Богородицы, и храм Василия Блаженного, и Васильевский спуск. Кстати, это новое название вполне можно определить и как своеобразную топонимическую метонимию.

Начиная путешествие по городам России, ни один человек не может обойти столицу великой державы - Москву. Где еще можно получить истинное удовольствие от посещений монастырей, храмов, музеев, художественных выставок. Но есть интереснейшая узкая тема, которую почти никогда не предлагают туристические агентства - площади древнего города. Их истории тесно связаны с событиями, сыгравшими в жизни столицы немалую роль. Много ли путешественников знают о Манежной или Театральной площади, величавой Красной, уникальной Ивановской и Соборной, Васильевском спуске? Последнее название, широко известное на сегодняшний день, еще в 80-х годах 20 века не могло прозвучать ни в устной речи, ни в письменной.

История появления

О Васильевском спуске можно сказать, что представляет он собой наклонный проезд, который назван так только в 1995 году. Площадью это место стало после пожара во время Отечественной войны 1812 года. А последние постройки были снесены только в 1936 году. Это было обусловлено строительством Большого

Уникальна эта часть Москвы из-за наклонного участка, который ограничивается с одной стороны набережной, с другой его ограничивает Красная площадь. Васильевский спуск архитектурно объединен с нею.

Если идти от Москвы-реки

Площадью место спуска от храма Покрова Пресвятой Богородицы, больше известного как собор до Большого Москворецкого моста в привычном понимании назвать сложно. И интересна история не только о Васильевском спуске, но и обо всем, что окружает его. И если стать спиной к реке, то туристам в первую очередь открывается вид на храм Покрова Пресвятой Богородицы. На его месте до 1554 года возвышалась скромная церковь, носящая имя Святой Троицы. Но после победы русского народа над Казанским ханством Иван Грозный приказал воздвигнуть собор на видном месте в память об этом событии на все века. Строительство 9 живописных разновысоких церквей было поручено мастерам Постнику и Барме. И в 1561 году Васильевский спуск в Москве был увенчан уникальным в своем роде собором. Просто удивительно, что за века своего существования храм не только не потерял своего величия, но и благодаря достроенным к нему церквям, стал еще краше.

Чудо, сотворенное человеческими руками

Говоря о Васильевском спуске, нельзя не упомянуть Большой Москворецкий мост. С конца 15-го века и до наших дней это сооружение претерпевало не просто перестройки. Изначально переправа представляла собой наплавную конструкцию и только в 1829 году три деревянных пролета обрели каменные основания. Привычный для нас вид мосту придали два автора: инженер Кириллов и архитектор Щусов. Произошло это в 1937 году. Монолитная железобетонная конструкция, облицованная розовым гранитом, гармонично вписывается в центра столицы.

И, конечно, история моста привлекает к себе внимание туристов. В конце 20-го века немецкий летчик развеял миф о неприкосновенности границ Советского Союза. Именно Большой Москворецкий мост стал посадочной площадкой для самолета пилота-авантюриста.

О Васильевском спуске сегодня

Если долгое время площадь использовалась только для стоянки туристических автобусов, то за последние три десятка лет ситуация сильно изменилась. В этом чудесном месте проводится масса спортивных, культурных и художественных мероприятий. Так, с 1996 года местом старта международного марафона мира стал Васильевский спуск. Москва открыла двери к Красной площади через уникальную примыкающую площадь рок-музыкантам.

Отдельной строкой стоит сказать о показах мод на Васильевском спуске. Это грандиозные представления, проходящие в павильонах на трех площадях столицы. Проходят недели моды в начале весны. Но никакие погодные условия не могут помешать удивительному празднику стиля и вкуса. Павильоны оснащены всем необходимым оборудованием, чтобы гости и участники могли с комфортом и удовольствием заниматься просмотром и работой.

Новогодние гуляния на Васильевском спуске не просто останутся надолго в памяти, это празднование будет одним из самых ярких воспоминаний в жизни. Начинается шоу за час до полуночи. Дрессированные звери, фокусники, клоуны, акробаты развлекают москвичей и гостей столицы. А фантастической красоты фейерверк под бой курантов завершает праздник.

Немного о грустном

Не только положительные эмоции вызывает Васильевский спуск у современников. Еще свежи в памяти забастовки шахтеров, митинги разных политических партий. Но с 2012 года указом Дмитрия Анатольевича Медведева на Васильевском спуске организовать массовое собрание людей можно только с личного разрешения президента Российской Федерации.

Каждое путешествие по России должно обязательно начинаться с посещения Москвы. История ее улиц, переулков и площадей - интересная книга, которую должен прочитать каждый уважающий себя турист.



Фото 1890-х гг.
"На Москворецкой улице находился "Ямской приказ" - это очень старое здание, расположенное в середине Москворецкой улицы по правой стороне ее, если идти от собора Василия Блаженного к Москворецкому мосту. "Ямской приказ" был заселен кимряками-сапожниками, кустарями-одиночками или работавшими по два. по три вместе. В одном помещении находилось несколько хозяйчиков-кустарей.
Когда в "Ямской приказ" являлся покупатель, на него со всех сторон набрасывались продавцы и тянули покупателя всякий к себе, расхваливая свой товар.
Когда же из ремесленной или городской Управы являлся чиновник для проверки промысловых свидетельств, то он никак не мог отыскать хозяев.
Вообще при проверке промысловых свидетельств у всех мастеровых ремесленников происходили любопытные сцены. Как только в какой-нибудь дом, заселенный ремесленниками, являлся чиновник для
проверки числа наемных рабочих у того или другого хозяина, во всем доме начиналась тревога: хозяева, чтобы уменьшить число рабочих, начинали их всячески прятать - портные залезали под катки, сапожники выбегали в сени и прятались по чуланам, залезали на чердаки, на крыши... Когда чиновник уходил, все успокаивалось, и мастера принимались за работу... (как это похоже на проверку какого-нибудь рынка миграционной службой в наши дни - d1)
Обувь в "Ямском приказе" вырабатывалась самая дешевая; судя по ценам, качество ее было невысоко. Бывало так: купит покупатель сапоги, наденет их, пойдет домой и, не доходя до дому, у него отваливались подметки...
Все же этот дешевый товар находил в Москве много покупателей. Как теперь многие производства снабжают своих рабочих спецодеждой, так и прежде многие хозяева держали рабочих с условием выдавать им обувь, вот эту обувь и покупали В "Ямском приказе", так как дешевле нигде нельзя было достать". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Вид от Москва-реки в сторону Красной площади. Замыкают перспективу улицы Средние торговые ряды (внешняя часть рядов сохранилась).
"Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко.
На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями". (П.И.Богатырёв. Московская старина. Китай-город).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Тот же снимок, что и предыдущий, но в другой обработке.
В левой части снимка видна церковь Николы Чудотворца Москворецкого.
Храм Николы Чудотворца Москворецкого был построен в 1829-32 гг. на фундаменте старого храма. Главный престол - Благовещенский. Отдельно стоявшая колокольня - 1857 г. Закрыт в 1929, сломан в 1930-х.

Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова. Церковь Николая Чудотворца Москворецкого.


Фото нач.20 века. Колокольня церкви Николы Чудотворца Москворецкого.


Фото 1890-х гг. Вид от кремлёвской стены на Варварку. На первом плане не существующий ныне Маслянный переулок (он шёл от Васильевской площади до Москворецкой улицы). Слева - храм Василия Блаженного.


Фото кон.1890-х гг. Васильевская площадь.


Фото 1900-х гг. Васильевская площадь.
"Дешевым теплым товаром производилась торговля еще около Кремлевской стены, - вниз от Спасских ворот к Москве-реке стоял ряд палаток с чулками, варежками, шарфами, фуфайками ручной вязки. Торговки этим товаром тут же и изготовляли его, сидя за вязанием у своих палаток. Некоторые торговки продавали свой товар с рук и ходили обвешанные чулками, шарфами, платками". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Вид от Спасской башни.


Фото 1905 г. Васильевская площадь.


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Надпись на открытке ошибочная.


Фото 1911 г.


Фото 1917 г. Москворецкая улица. Из архива Т. Яржомбека. Вид от Красной площади в сторону Москва-реки.


Фото кон.1910-х гг.


Фото кон.1920-х гг. Васильевская площадь. Справа тени от снесённого в 1930-е гг. квартала.


Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг. Москворецкая улица. Вид со старого Москворецкого моста.


Close