Версаль – это дворцово-парковый архитектурный ансамбль во Франции, в прошлом являющийся резиденцией французских королей в одноименном городе.

Замечание 1

В настоящем Версаль является центром туризма мирового значения. В качестве главного стиля строения приоритет был отдан классицизму.

Рассмотрим, из каких архитектурных изысков состоит комплекс Версаля.

Версальский дворец

Примером для подражания во всей истории европейской архитектуры является Версальский дворец (Рис. 1). По его образу и подобию было построено огромное множество дворцов и парков по всему миру. В России с Версалем сравнивают Петергоф.

Замечание 2

Здание Версальского дворца, парки и сады, оранжереи и фонтаны являются мировым шедевром и памятником архитектуры и искусства XVIII века Европы.

Версаль является домом французских монархов и королевского двора, которые были окружены роскошью, развлекались, создавая вокруг большое количество интриг и тайн Версаля. Основателем традиции становится Людовик XIV.

Версальский дворец является основным строением архитектурного комплекса Версаля. «Королевские ворота», представляющие собой золотую решетку, украшенную королевской атрибутикой, короной и гербом – вход во дворец.

Рисунок 1. Версальский дворец.

Первый этаж здания был предназначен для придворных короля, а второй – для королевской семьи. В северной части комплекса располагаются Большие салоны короля, их семь, а на южной стороне расположены покои женской половины семьи.

Версальский дворец состоит из около 700 комнат и тронного зала для приема гостей, послов и важных персон, который назван Салоном Аполлона. В тронном зале также устраивались балы, театральные спектакли и постановки.

В знаменитом Дворце находятся бесценные произведения искусства, которые в сочетании с необыкновенной красотой парков являют собой один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.

Центральная часть принадлежит проекту Лево (1678-1680), а боковые крылья и отделка здания выполнена Ардуэн-Мансаром. Некоторая монотонность здания оживляется при помощи выступов и колонн.

Нижний этаж создан в виде рустованных арок, окна верхнего этажа высокие в обрамлении пилястрами.

Центральный павильон предназначался исключительно для членов королевской семьи, два боковых крыла – для кровных принцев, а аттик – для придворных.

Первая галерея Исторического музея повествует об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV, в нее можно попасть с Королевского двора.

Королевский зал – следующий зал, имеющий овальную форму. Данное помещение было специально спроектировано архитектором Габриелем (1770) в честь празднования свадьбы короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.

Следом за второй галереей верхнего этажа следует капелла в честь Св. Людовика Французского (Рис. 2). Данное помещение является шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710), богато декорировано золотыми и белыми лепками.

Рисунок 2. Капелла в честь Св. Людовика Французского, Версаль.

Творению Ван Клеве принадлежат барельефы на арках и пилястрах. Помещение Салон Геркулеса было построено в 1712 году, а декорировано в 1736 году Робером де Котте.

Зеркальная галерея Версальского дворца

Наибольшей известностью отличается помещение Версальского дворца Зеркальная галерея, которой отводилась важная роль в истории дворцовой жизни, - в галерее проводились самые важные мероприятия королевского двора, пышные балы и роскошные празднества, королевские бракосочетания. Название галерея получила из-за больших зеркал, которые заполняют пространство между 17 большими арочными оконными проемами. Окна выходили на изумительные виды садов и парков Версаля, а зеркала создавали необычайные пространственные и световые эффекты.

Всего в Зеркальной галерее насчитывалось более 350 зеркал. Потолки галереи достигали 11-метровой высоты, длиной 73 метра и ширине 11 метров. Построена галерея в 1687 году, представляет собой шедевр декоративного искусства Лебрюна.

История Версальского дворца помнит время, когда мебель галереи была выполнена из серебра высшей пробы, которую позднее к началу XVIII века переплавили в связи с военными расходами на монеты.

Оружейная площадь и дворы дворца

Оружейная площадь располагается напротив Версальского дворца. От нее начинаются три аллеи, которые поделены двумя зданиями – зданиями Большой и Малой конюшен. В конюшнях размещалось до 2500 лошадей и около 200 единиц карет.

Непосредственно за оградой Версальского дворца располагается один из трех дворов – двор министров. Дворы следуют друг за другом. Во дворе министров стоит скульптура – статуя Людовика XIV.

Второй двор именуется Королевским. Он служил въездом для королевских карет.

Третий двор, именуемый Марбр, стоит в окружении построек здания Людовика III.

Противоположная сторона входа выходит на один из самых красивых фасадов длиной 850 м.

Сады и фонтаны Версаля

Ярчайший образец разбивки французского парка - сады Версальского дворца, которые наряду с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Здесь продемонстрировано удачное сочетание вкусов короля, природы и искусства. Автором проекта садов является Ленотром.

Спуск по террасе приводит к фонтану Латоны (1670), украшенному скульптурными фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны. Фигуры расположены на концентрических бассейнах, поставленных пирамидой. Далее от фонтана начинается аллея Тапи-Вер, ведущая к еще одному шедевру - фонтану Аполлона, автором которого стал Туби (1671).

Большой канал (ширина 120 метров) имеет протяженность 1560 метров и ширину 120 метров, заканчиваясь большим бассейном.

Трианоны

Справа от канала располагаются Большой и Малый Трианоны.

Большой Трианон был построен как место для отдыха короля Людовика XIV. В настоящее время Большой Трианон является местом приема глав иностранных государств, поскольку данный дворец был избран резиденцией президента Франции.

Малый Трианон был возведен во времена правления Людовика XV (1762-1768). Дворец был любимым для Марии Антуанетты, позднее Наполеон подарил его своей сестре.

В северной части Версальского дворцового комплекса располагается Деревня Амо, которую построил архитектор Мик (1783-1785). Деревня Амо предназначалась для Марии Антуанетты. Сама Деревня состоит из десятка построек: сторожевой домик, мельница, голубятня и пр., которые создают иллюзию небольшого поселения, среди них выделяется Башня Мальборуг.

Разумеется, основной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля Версаль является сам дворец. На входе в Версаль Вы получите план дворца, по которому Вы можете проложить свой маршрут. В Версальском дворце обязательно надо посетить Королевскую часовню, которая входит в число самых прекрасных архитектурных памятников эпохи барокко. Пройдя через часовню и сеть сияющих позолотой и хрусталем комнат, Вы окажетесь в тронном зале и знаменитой Зеркальной галерее, в которой после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор. Кроме того, обязательным пунктом программы является осмотр Покоев королевы в северном крыле дворца, в которых почти каждый квадратный сантиметр стен и потолка украшен позолотой.

Каждой комнате во дворце было придано символическое значение, и ни одна комната - даже в апартаментах, отведенных для придворных или членов королевской семьи, - не оставалась приватной. Центром дворца вовсе не являлся тронный зал или рабочий кабинет. Гораздо большее значение придавалось тому, что происходило в монаршей опочивальне. Здесь ежедневно происходили самые важные церемонии, и никто не смел стесняться наготы их величеств. Для проведения такой церемонии требовалось не меньше сотни придворных, заученно исполнявших сложнейшие хореографические ритуалы.

Разумеется, Вы можете наслаждаться роскошью внутреннего убранства покоев дворца, однако можно прекрасно провести целый день, гуляя по парку Версальского дворца. Ухоженные сады, благоухающие клумбы, музыкальные фонтаны, - здесь есть все, что только может усладить эстетическое чувство. Кроме того, в парке Версаля расположены еще два дворца: Большой Трианон (дворец в итальянском архитектурном стиле) и Малый Трианон (более скромное сооружение, спроектированное для известной фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур). В парке также находится и деревня Марии-Антуанетты – небольшая ферма с тростниковой крышей. Скромное убранство Малого Трианона и изящный аскетизм деревни Марии-Антуанетты дадут Вашим глазам, утомленным сиянием Версальского дворца, долгожданный отдых, а фонтаны, синхронизированные с музыкой, станут настоящей усладой для Вашего слуха.

Туристам

Версальский дворец расположен примерно в 13 км к юго-западу от Парижа. Проще всего до Версаля добраться на метро (RER) по линии C – Вам будет нужно доехать до станции Versailles - Rive Gauche , которая находится неподалеку от самого дворца. Кроме того, в Версаль отправляются поезда с вокзалов Gare Montparnasse (станция Versailles Chantiers ) и Gare St-Lazare (станция Versailles – Rive Droite ). Билеты на метро и на поезда стоят одинаково - 2.80€ в одну сторону.

Часы работы Версальского дворцово-паркового ансамбля различны в высокий и низкий сезоны, поэтому перед поездкой в Версаль обязательно ознакомьтесь с сайтом дворца: http://www.chateauversailles.fr/homepage . Сайт доступен на нескольких языках, однако русский в их число не входит.

Купить билеты можно на сайте дворца, в магазинах FNAC (http://www.fnac.com/localiser-magasin-fnac/w-4), в туристическом бюро, которое находится неподалеку от станции Versailles – Rive Gauche, и, наконец, в кассе самого дворца.

При покупке билетов в Версаль очень важно не запутаться, поскольку у них много разновидностей. Во-первых, Вы можете посетить дворец по музейной карте – Paris Museum Pass (http://en.parismuseumpass.com/). По этой же карте можно посетить и многие другие парижские достопримечательности, но если Вы не собираетесь обойти все музеи Парижа за короткий срок, она просто не окупится.

Полный билет в Версаль стоит 25€ в дни работы фонтанов и 18€ в то время, когда фонтаны не работают. За 15€ можно посетить отдельно Версальский дворец с его знаменитой Зеркальной Галереей, покоями короля и королевы, фресками, живописью и скульптурами.

Помимо основного дворца, в Версальский дворцовый комплекс входят еще Большой Трианон и Малый Трианон и деревня Марии-Антуанетты. За 10€ можно приобрести билет в оба Трианона и деревню Марии-Антуанетты. Вход в парк Версаля бесплатный, однако в дни работы фонтанов он обойдется Вам в 8,5€.

Если Вы поедете в Версаль летом, не забудьте взять с собой шляпу или кепку: на территории садов практически негде укрыться от солнца, так что Вы можете с легкостью перегреться.

История

Сейчас сложно даже представить себе, что еще в начале XVII века на месте нынешнего Версальского дворца, сады которого поражают своей идеальной ухоженностью, находились топкие болота. Но несмотря на столь неблагоприятные природные условия, эта местность к юго-западу от Парижа привлекла к себе внимание Людовика XIII, который в 1624 году велел построить здесь небольшой охотничий замок. А в 1661 году об этом замке вспомнил Людовик XIV, которому казалось, что оставаться в Париже ему небезопасно.

Согласно легенде, когда королю Людовику XIV исполнилось всего 5 лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В воде отражалось солнце. “Я – солнце!” – радостно закричал мальчик. С того дня, поданные и семья ласково называли Людовика «королем-солнцем». Еще в юности он мечтал о чем-то большом, совершенном и уникальном, таком, что поразило бы всю Европу - лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых. Для воплощения мечты Людовику XIV понадобилось целых 50 лет! «Король-солнце» превратил охотничий замок отца в самый большой дворец в Европе! Отделку интерьера поручили живописцу Шарлеви Лебрену, а дизайн садов - Андре Ленотру.

«Король-солнце» смог устроить в Версале по-настоящему солнцеподобный дворец, достойный его величия. Восемьсот гектаров болот, на которых так любил охотиться отец короля, были осушены, а их место заняли роскошные сады, парки, аллеи и фонтаны.

В 1682 году Людовику XIV стало уже совсем неуютно в привычном Париже, и монарх решает переехать в Версаль. На тот момент дворец еще был не до конца достроен, да и вообще не вполне пригоден для жизни, но самодержец был непреклонен. Король так долго мечтал о Версальском дворце, что больше не может ждать, - и весь королевский двор вынужден следовать за Людовиком.

Дворцовый комплекс Версаля создавался с целью прославления Франции, и этот первоначальный замысел был успешно осуществлен. Пышность внутреннего убранства, идеальные сады и аллеи, роскошные фонтаны, масштабы дворцово-паркового ансамбля, - все это заставляло гостей французского двора замирать в восхищении.

Версальский дворец был центром политической жизни Франции вплоть до Великой Французской революции в 1789 году. Вместе с падением самодержавия, символом которого являлся Версаль, дворец стал приходить в запустение.

  • Версальский дворец находится под номером 83 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Дни работы фонтанов превращаются в настоящие шоу: фонтаны синхронизированы с музыкой, благодаря чему и производят совершенно незабываемое впечатление.
  • Летом субботними вечерами проводятся световые шоу, в которых задействованы фонтаны и фейерверки.

Хронология

  • 5 октября 1789: Революционеры изгнали короля Людовика XVI из Версальского дворца.
  • СXIX в.: Началась активная реставрация и консервация здания, не законченная и по сей день.
  • 18 января 1871: В Зеркальном зале король Пруссии Вильгельм I коронуется императором (кайзером) Германии.
  • 26 февраля 1871: В Версале подписан мирный договор, положивший конец франко-прусской войне.
  • 28 июня 1919: Подписан Версальский договор, оговаривавший условия окончания Первой мировой войны.

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры.

Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти. Французские сады Версаля, расположенные на территории 800 гектаров недалеко от Парижа, были и остаются одними из самых величественных и красивых стилей садового искусства.

Версальский дворец был главной резиденцией французских королей со времен Людовика XIV. Украшенный несколькими поколениями архитекторов, скульпторов, декораторов и ландшафтных архитекторов, парковый ансамбль дал Европе модель идеальной королевской резиденции.

Версальское чудо архитектуры и паркового дизайна имело большое влияние на художественную форму других дворцов и садов в Европе. Это символ системы абсолютной монархии и ее придворной жизни старого режима.

В 1661 году, Людовик XIV поручил Андре Ленотру проектирование и разбивку Версальского парка, который, по его мнению, был так же важен, как и сам дворец.

Потребовалось сорок лет и титанические усилия, чтобы полностью закончить работы по ландшафтному дизайну. Но Андре Ленотра не работал в одиночку. Жан-Батист Кольбер, смотритель королевских сооружений, руководил проектом с 1664 по 1683 год.

Шарль Лебрен, в январе 1664 года был назначен первым живописцем короля, и по его чертежам было создано большое количество скульптурных композиций, статуй и фонтанов.

На огромной территории расположены тщательно ухоженные газоны, геометрические и , цветники, каналы с мостиками, оранжереи, водоемы, статуи, скульптуры и 1 400 поражающих воображение водных фонтанов в виде водопадов и каскадов.

Квадраты, прямоугольники, треугольники и круги создаются с помощью низко стриженой живой изгороди из кустарников, соблюдая цветовую схему. Цветы на садовой территории меняются каждый год. Самыми распространенными оттенками являются синий, желтый, красный, лиловый и пастельный.

Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.

Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзовые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.

Рядом с дворцовым комплексом для развлечения Марии-Антуанетты была построена очаровательная уединенная деревня. Ее домики с соломенными крышами, водяная мельница и озеро отражали крестьянский быт Франции той эпохи.

Поскольку французский сад спроектирован на обширной территории, то дорожки также являются важным компонент садового дизайна. Они, как правило, выложены камнем или плиткой. Вдоль дорожек можно увидеть множество скульптурных композиций, солнечные часы, колонны, купальни для птиц и другие парковые украшения.

В 1979 году Версальский парк был причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушительного зимнего шторма в 1989 году, который уничтожил более 1000 деревьев на территории дворца, французское правительство приступило к реализации широкомасштабного проекта ремонта и реконструкции. Сильнейший ураган в 1999 году привел к потере около 10 000 деревьев, в том числе посаженных Марией-Антуанеттой и Наполеоном.

Около девяти миллионов человек ежегодно посещают этот потрясающий парковый комплекс. Дизайн Версальского парка претерпел изменения на протяжении многих лет, но что остается неизменным, так это его красота, заполняющая душу посетителя.

История начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV - Создание великолепного дворцово-паркового ансамбля

С 1661 Людовик XIV начал расширять для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Людовик XV и Людовик XVI - небывалый разцвет и упадок Версальского дворца

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом.

После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец и Франко-прусская война

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I.

Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


Первая Мировая война

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные выплаты по контрибуции и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


Вторая Мировая война

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Архитектурное влияние Версальского дворца

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


Современность

С 2003 г. стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака — широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра.

Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор.

Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией.

Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.


Close