Флаг Диксон (посёлок городского типа)

Герб Диксон (посёлок городского типа)

Страна Россия
Субъект федерации Красноярский край
Муниципальный район Таймырский Долгано-Ненецкий район
Городское поселение Диксон
Код ОКАТО 04 114 651
Автомобильный код 24, 84, 88, 124
Почтовые индексы 647340, 647341
ПГТ с 1956
Население 676 человек (2010)
Основан 1915
Координаты Координаты: 73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+8
Этнохороним Диксончане, диксончанин, диксончанка
Телефонный код +7 39152

Ди́ксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России , в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Образует городское поселение Диксон.

Инфраструктура

Самый северный порт в России . Имеется аэропорт (с осени 2010 года его эксплуатация приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами). Но в декабре 2010 года эксплуатация аэропорта была возобновлена.

До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Ныне посёлок находится в плачевном состоянии, численность населения составляет 632 жителя (2009 год), тогда как в 2004 году на Диксоне проживало 1113 человек, а в 1985 - около 5 тысяч.

Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод.

История

Посёлок был основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже.

Крайнее расположение привлекает посетителей - Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них посёлок назван «Столицей Арктики» - сейчас это неофициальное название Диксона.

В 1942 году недалеко от посёлка произошло столкновение с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Защитникам Диксона поставлен памятник.

Также поставлен памятник Н. А. Бегичеву.

Побратимство

Во второй половине 1980-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно Заметим, что географических объектов с таким названием на картах мира достаточно. В Указателе к «Морскому атласу», уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали сомнения и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон. В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д. Радэнти и Т. Хайнтцельман. В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд , что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н. Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К. Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В. Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.


Диксон – арктический поселок на берегу Карского моря ведет свою историю из глубины веков, исторические корни которого тесно связаны с героической эпохой полярных открытий и освоения Арктики.

Остров Диксон был открыт русскими поморами еще в начале XVII века. В 1610 г. в эти края ходил на кочах по Енисею торговец Кондратий Курочкин.

В XVIII веке русские моряки Обь-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции обстоятельно изучили побережье Енисейского залива, впервые положив его на карту. Штурман Федор Алексеевич Минин, открыв у «заворота земли» - входа в Енисейский залив неведомые ранее острова и удобную около них бухту, писал: «А от сильных и противных ветров к сохранению морских судов защищение благонадежное».

В 1738 г. назвал он нынешний остров Диксон «Большой Северо- Восточный», а местные промышленники величали его «Долгий» или «Кузькин».

Карта о. Диксон составленная Норденшельдом

Известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд в 1875 г., совершая плавание на шхуне «Превен» в устье Енисея, также обратил внимание на глубоководную, хорошо защищенную от ветров гавань, лучшую, по его мнению, на всем северном побережье Азии. "Я надеюсь", - писал он, - "что гавань эта, ныне пустынная, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей".

А. Э. Норденшельд назвал ее гаванью Диксона, в честь шведского предпринимателя и мецената Оскара Диксона, финансировавшего многие полярные экспедиции. В 1894 г. острову Диксон официально было присвоено это имя известным русским гидрографом Андреем Ипполитовичем Вилькицким (спустя почти двадцать лет, как его назвал А. Э. Норденшельд).

Гавань Диксон стала часто посещаться судами, которые использовали ее для отстоя. Например, в 1893 г. Северным морским путем было доставлено 1500 тонн рельс для Транссибирской железной дороги. Полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль, руководивший Русской Полярной экспедицией (1900-1903 гг.), создал на острове Диксон угольный склад (деревянный амбар) для своей яхты «Заря». Склад этот стал первым строением на острове, впоследствии эпизодически использовался другими судами.

Через Диксон прошли первые крупные полярные экспедиции, почти ежегодно осуществлялись Карские морские экспедиции, в течение 45 лет было совершено 122 таких плавания, но только 36 из них были успешными. Здесь побывали известные первооткрыватели, исследователи полярных морей, знаменитые капитаны и летчики: Х. П. Лаптев, Ф. А. Минин, Д. В. Стерлегов, А. И. Вилькицкий, Б. А. Вилькицкий, Э. В. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Н. Урванцев, Н. А. Бегичев, О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, Б. Г. Чухновский, В. С. Молоков и многие другие. Их имена увековечены в названиях памятников (Бегичеву, Тессему), на карте поселения Диксон в географических названиях берегов, островов, морей, проливов, бухт: берег Харитона Лаптева, берег Петра Чичагова, море Лаптевых, мыс Челюскина, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына.

Дальнейшее освоение Северного морского пути и, в частности, обеспечение работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», вызвали необходимость создания на острове Диксон полярной радиостанции. В августе 1915 г. «экспедиция Г. П. Кушакова доставила на Диксон шестикиловаттную радиотелеграфную станцию. По рабочим чертежам, выполненным А. В. Телегиным, была изготовлена 110-метровая мачта для беспроволочного телеграфа, смонтированная под руководством электрика Л. К. Леске на острове Диксон» (Денисов В. «Хронология Таймыра», Норильск, 2009, С. 135). 7 сентября 1915 г. Диксонская радиостанция впервые вышла в эфир, была установлена 13 связь с Исакогорской радиостанцией, расположенной вблизи Архангельска. Эту дату принято считать днем основания поселка Диксон.

«18 сентября 1915 года на Диксоне построены первые жилые дома» («Советский Таймыр», 1980, 11 октября, С. 2). В порту Диксон устраивается зимовье на 54 человека, а по берегу между Диксонской бухтой и устьем р. Пясины - три депо провизии. Главный врач экспедиции (ГЭСЛО) Леонид Михайлович Старокадомский так описал Диксон того времени: «На острове заканчивалась постройка двух домов, были выстроены хорошая баня и сарай. Все постройки изготовлены в Красноярске и оттуда доставлены в разобранном виде. Около домов возвышалась, правда, еще не оснащенная, радиомачта в 110 метров» («Диксонская народная картинная галерея», М., 1988, С. 5). С 1916 г. работает гидрометеорологическая станция. На их базе в 1930-е годы созданы первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Они сыграли роль градообразующих предприятий. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

В 1930-1932 гг. состоялась Североземельская экспедиция под руководством Г. А. Ушакова, которую относят к географическим событиям ХХ века. Она состояла все- го из четырех человек: сам Георгий Алексеевич Ушаков, геолог Николай Николаевич Урванцев (первооткрыватель Норильского рудного месторождения), каюр-охотник Сергей Прокопьевич Журавлев (единственным транспортным средством экспедиции были собаки, от них, от работы каюра во многом зависел успех экспедиции) и радист Василий Васильевич Ходов (обеспечивал связь с материком). Людей и собак на западный берег архипелага Северная Земля высадил ледокол, совершающий очередной рейс в летнюю навигацию. Здесь был собран дом, который стал главной базой экспедиции. Ее участники снимали местность, определяли астрономические пункты, проводили геологические исследования. Все данные использовались при составлении карты Северной Земли. Экспедиция также изучала животный и растительный мир, охотничье-промысловые возможности, проводились метеорологические и гидрографические наблюдения.

В 1937 г. на острове Диксон были открыты первый магазин, почта.

В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база. Уголь доставлялся баржами с р. Пясины.

Летом 1941 г. было закончено строительство нескольких двухэтажных домов, которые положили начало первой улицы в поселке Диксон – улице Водопьянова. В 1945 г. на Диксоне была организована шестимесячная вечерняя школа для обучения партхозактива.

В 1956 г. «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 ноября поселок Диксон Усть-Енисейского района Таймырского национального округа отнесен к категории рабочих поселков» («Советский Таймыр», 1980, 23 августа, С. 2). В апреле 1957 г. островной и материковый поселки были административно объединены в один, ставший центром Диксонского района, выделившегося из Усть-Енисейского.

Во время советского периода освоения Арктики поселок Диксон превратился в важный транспортный узел, развитие получила стройбаза, сельскохозяйственное производство, социальная сфера. Здесь размещалось подразделение ПВО (противовоздушной обороны) и пограничников. Население поселка – высококлассные, образованные специалисты занимались обслуживанием навигации, научными наблюдениями за климатом, гидрографическими исследованиями, геологоразведкой, промыслом морского зверя, пушнины, рыбы.

Материал дан по "Такой известный – неизвестный Диксон" [Текст]: к 100-летию со времени основания: [справочно-библиографическое пособие] / сост. А. А. Дагинтен, Н. О. Бабийчук, отв. за вып. К. И. Тлехугова; Центральная библиотека МБУК «Дудинская ЦБС».– Дудинка: [б. и.], 2015. –185 с.: фото.

Поселок Диксон, самый северный населенный пункт России, когда-то называли столицей Советской Арктики. Сейчас северный форпост России, светлой летней ночью выглядит как город-призрак, по улицам которого бродят собаки и белые медведи.

Здесь не горят уличные фонари, не работают прожекторы в порту. С десяток многоэтажек сгрудились на берегу бухты. Окна некоторых из них светятся, как бы сообщая, что жизнь тут еще есть.

У деревянного причала, возведенного в довоенное время, еще лет 20 назад стояло сразу несколько теплоходов. Кому места не хватало - болтались на рейде по несколько суток. Сегодня рейд пуст, а в порту одиноко скучает теплоход «Электросталь», привезший из Дудинки уголь для местной котельной. На берегу уже лежат горы черного топлива. Его везут летом, во время навигации.

На другой стороне бухты высятся громадные танки с соляркой для дизельной электростанции. Когда-то на Диксоне планировали поставить «ветряки» для выработки энергии. Но идея так и не воплотилась в жизнь.

С советских времен повелось - Диксон пограничная зона, и без пропуска сюда попасть нельзя. Проверяют все теплоходы и самолеты. Попасть в поселок можно по приглашению кого-то из местных жителей. Или отправив заявку на местную погранзаставу. Срок рассмотрения - месяц. Вполне могут не пустить.

Вы бы не возмущались, для иностранцев вообще срок рассмотрения до полугода, - утешает старший лейтенант, возглавлявший инспекцию, пока его подчиненные сверяют списки прибывших. – Все-таки стратегические объекты, госграница.

От стратегических объектов, столь тщательно охраняемых государством, в большинстве своем остались одни развалины. Еще лет десять назад в окрестностях поселка стояло несколько военных частей: ПВО, войска радиоподавления, погранзастава. Из всех остались лишь пограничники, да и то, контингент сократили до 50 человек. Служат только контрактники, живут не в казарме, а в самом поселке: администрация выделила им квартиры. Остальные части расформировали, последние теплоходы с техникой и людьми ушли отсюда в 2005 году. Все что осталось после военных - разворовали, а что не сумели - то сожгли и развалили.

Но порядок остался - без пропуска сюда нельзя.

Вся проверка длится десять минут. Пограничники хмуры и суровы – с причала до заставы им придется топать пешком, под моросящим дождем. Такова ирония жизни на Крайнем Севере - в распоряжении есть вертолет, пара вездеходов, несколько грузовиков, но нет ни одной легковушки.

Едва ушли "погранцы", к теплоходу на перегонки бегут местные торговцы: кто первый встал - того и тапки. А вернее, черника и сметана, которую привез сюда на продажу второй помощник капитана Серега. Товары везут с каждым теплоходом. На них наживаются вдвое, а то и втрое.

Так и в этот раз: ягоды удалось продать по 1600 рублей за ведро. Покупали по 800. Сметану отдали по 250 рублей за килограмм. Брали по 180.

В прошлый раз было дешевле! – возмущается хозяин одного из диксонских магазинов Володя, плотный мужчина лет 45. – Мне как инвалиду мог бы сделать скидку!

Владимир действительно инвалид – у него нет пальцев на обеих руках, их пришлось ампутировать из-за обморожения.

На улицах поселка пусто, мрачно и холодно. Вдалеке, на побережье одного из островов лежит снег.

Дует ветер, швыряя в глаза пыль. На термометре всего шесть градусов. Редкие прохожие одеты в куртки и шапки. По улицам бродят собаки. Около домов застыли ржавые остовы грузовиков и вездеходов. Взгляд то и дело натыкается на горы металлолома.
Совсем не так картинка, которую я видел на старых советских фотографиях, где на улицах чисто и людно, в порту стоят ледоколы, а по улицам ездят вездеходы.

На суше, возле пассажирского причала валяются несколько ржавых суденышек. Еще пару лет назад в поселке были три катера – один принадлежал пограничникам, еще два – курсировали с материка на остров, где находятся аэропорт и метеостанция. Сейчас на ходу всего один пароходик.

Половина многоэтажек в поселке пустует: двери и окна заколочены. Остальные жилые дома давно не ремонтировались – штукатурка отлетела, краска облезла. Денег на ремонт нет, а стройматериалы дорогие, их везут с материка. Единственное хорошо выглядящее здание – это местная администрация. В окнах – стеклопакеты, внутри евроремонт.
Глава администрации Диксона Александр Бондаренко плотный мужчина в темно-синем джемпере и очках с позолоченной оправой восседает на шикарном кожаном кресле и говорит по телефону, изредка поглядывая в огромный жидкокристаллический монитор, стоящий на его столе из полированного дуба. Здесь он человек новый, по словам аборигенов сюда его сослали «замаливать» прежние прегрешения.

Ну, да, строить уже начали, - отчитывается он. – К приезду губернатора надеемся уже крышу поставить.

Положив трубку, глава администрации поясняет: в сентябре в Диксон с визитом прибудет глава Красноярского края Лев Кузнецов. К его приезду активно готовятся: убирают поселок, и строят церковь.

Это мое детище, - восклицает Александр Бондаренко. – Когда возведем, то наш храм будет самым северным в России! На все строительство планируем потратить около двух миллионов рублей.

Глава администрации немного думает и начинает рассказывать о Диксоне.

В поселке 650 человек населения, это с учетом полярных станций и погранзаставы, - говорит он, заглядывая в ежедневник в кожаной обложке. – А еще пятнадцать лет назад тут жило 5 000 человек. Все поразъехались в середине девяностых. Кто остался, работает в порту и аэропорту, на метеостанции, на пограничной заставе, и в сфере ЖКХ. В поселке есть школа, детский сад, больница. Все бюджетники. А бюджет у нас 120 миллионов, хотя постойте… - Бондаренко роется в бумагах. Строительство церкви настолько захватило мысли главы администрации, что он даже забыл размеры бюджета поселка. – Нет, 112. Или 179?

О проблемах поселка глава администрации рассказывает неохотно. Но признает – их хватает.

Нам в срочном порядке нужно отремонтировать взлетную полосу нашего аэропорта, - говорит Александр Бонадренко. – Иначе, уже на следующий год нельзя будет принимать самолеты, и Диксон окажется почти полностью отрезанным от мира. Но на это нет денег, хотя средства выделить нам обещали. Вот ждем с моря погоды.

Не хватает в поселке и квалифицированных специалистов широкого профиля. Мало кто согласен ехать к черту на кулички, и работать за небольшую зарплату вдали от цивилизации. Если кто вдруг желает, то можно звонить напрямую в администрацию Диксона. Понравитесь – дадут жилье и помогут с переездом.

Еще одна проблема - переселение жителей островной части поселка на материк. Диксон состоит из двух частей – «остров» и «поселок».

Мы каждый год тратим колоссальные деньги на поддержание жизни на острове, - вздыхает глава администрации. – Там живет всего 70 человек, это работники метеостанции. И всего три жилых дома. На них мы тратим 70 миллионов в год. Всех их нужно переселить на материк. А на работу будут ездить на катере. Да и разруха там, на острове. Вы поезжайте, сами посмотрите.

Раздался звонок мобильного телефона: глава поселка Ирина Дудина собирала подчиненных на очередную планерку.

Сотовая связь в Диксоне появилась весной этого года. Оператор пока один. Купить сим-карту можно лишь у заместителя главного врача в местной больнице. Пополнить счет - только с помощью карты оплаты, платежных терминалов тут и в помине нет.

С появлением сотовой связи в поселок пришел и интернет. Но работает он с перебоями. Хотя местные жители и такому рады.

Те, кто имеет представление об интернете, завели странички в «контакте» и «одноклассниках». Кто пользоваться всемирной паутиной не умеет, ходит в гости к продвинутым соседям, и берет частные уроки. Правда интересует интернет далеко не всех: мужикам с котельной или порта он не нужен. А в администрации уже задумались о создании сайта поселка.

Еще пять лет назад, в поселке было две школы: одна на материке, другая на острове. Островную школу зарыли, детей перевели учиться в поселок. Сейчас в Диксоне 80 школьников, и 40 дошколят. По заброшенному зданию старой школы гуляет ветер, а в классах так и лежат учебники и старые тетради, стоят парты…

«Дорогая школа! Ты лучшая школа на свете, и мы тебя не забудем» - написано детским почерком на классной доске в одном из кабинетов. С потолка капает вода.

Вообще, когда ходишь по опустевшим улицам островной части поселка, по спине бегают мурашки. Здесь жутко, словно бы попал в Чернобыль. Совсем нет людей, а в домах еще стоит мебель, на полках – книги, на кухне - посуда.

В казармах старой военной части теперь живут не солдаты, а белые медведи. С одним из них я столкнулся нос к носу. Медведь, видимо, оказался молодым, ростом был не выше крупной овчарки, и загрызть меня не пытался. Но я все же решил ретироваться. Жилые дома стоят неподалеку от гавани. Жители покинут их уже этой осенью.

Пока же, сюда трижды в день ходит катер "Вячаслав Гуменюк". Переехать через километровый пролив стоит 75 рублей. Есть и месячные проездные по полторы тысячи.

Но может случиться так, что и эта тонкая ниточка, связывающая остров с материком, порвется.

Эта посудина уже разваливается, - делится соображениями старпом "Гуменюка" Александр. - В любой момент может дизель полететь, и тогда все - кранты, больше в Диксоне катера не будет. "Гуменюк" держится из последних сил. Прошлой осенью ходили на ремонт. Так катер починили, что лучше бы не трогали. А в бумагах написали - прошел капремонт!

Волна качает катер, обнажая торчащую ниже ватерлинии деревянную затычку диаметром сантиметров в десять - металл прогнил насквозь, а заварить пробоину нет возможности.

За брюками и куртками - на материк!

Большинство жителей поселка летом отправляются на «материк», в отпуск. Отдыхать ездят в основном к родственникам. Кто побогаче, тот летит в Турцию, или Таиланд.

Все упирается в цену на билет, - жалуется рыбачащий на причале Виктор Урбанов. – Я вот к дочке в Красноярск в отпуск езжу. На одни билеты туда и обратно уходит 25 тысяч на человека. Билет до Норильска стоит 7 000 рублей. До Красноярска 12 500. Самолет летает всего один раз в неделю.

Виктор родился и вырос в Диксоне, после армии вернулся обратно, и с тех пор служит в местной пожарной части. Зарплаты едва хватает на жизнь.

Получается в месяц 27 тысяч, - говорит мужчина, забрасывая удочку. – Ну и жена тысяч 20 зарабатывает. Не живем, а выживаем. Я бы рад отсюда уехать, да только вот куда? В Красноярск? А у меня трое детей, мать старенькая, квартира трехкомнатная. Да и работа, стабильность какая-то. Кручусь помаленьку. Мы с ребятами вот рыбу ловим, коптим ее, и продаем на теплоходы, которые уголь возят, - пожарный подсекает и вытаскивает на причал омуля сантиметров сорок длиной. – По 150 рублей за килограмм. Могу и вам продать…

Как и Виктор, большинство местных жителей попросту не могут уехать на большую землю. Ведь денег на жилье на материке не накопить, а квартиру в Диксоне не продать. Тут вообще не существует рынка жилья, как такового. Пустых площадей много. Приезжай, заселяйся и живи.

Во всех трех поселковых магазинах самый ходовой товар это водка. Берут ее много, по несколько ящиков в день. Бутылка «беленькой» стоит 250 рублей, и зимой и летом. Литр молока - 100 рублей, килограмм колбасы – 500.

Арбузы по 65 рублей за килограмм, яблоки по 140 – это еще по-божески, такие цены тут только летом, во время навигации - «утешает» Людмила Терентьева, владелец одного из диксонских магазинов. Женщина сама стоит за прилавком и обслуживает покупателей. - Летом продукты везем по воде. И на зиму, что от времени не портится, запасаем - муку, сахар, макароны, консервы всякие. Вот зимой цены у нас кошмарные, да. Зимой все продукты возим только самолетом, за килограмм берут 70 рублей. Кило картошки стоит 170 рублей. Фрукты и того дороже – яблоки, апельсины, виноград по 400-500 рублей за килограмм! И ведь берут люди, потому что кушать хочется. Продукты и в Норильске, где мы их покупаем дорого стоят. Стараемся, конечно, цены не накручивать сильно. У кого денег нет – так в долг даем.

Кредит в том или другом магазине есть почти у всех жителей поселка. Рассчитываются сразу после зарплаты, и опять берут по новой. Здесь же в магазине кроме продуктов можно купить новый спортивный костюм, джинсы, тапочки или резиновые сапоги, кошельки из кожзама, дешевую косметику и прочий ширпотреб китайского производства.

Нормальные вещи в поселке не найти.

Всю одежду мы покупаем на материке, когда в отпуск ездим, - объясняет мне женщина покупающая кисть и банку краски. Это директор местного дома культуры Наталья Малых. – Или же по почте заказываем. Теперь, когда появился интернет, стали покупать в интернет-магазинах. Ну а мебель и бытовую технику заказываем через коммерсантов. Если что-то мелкое, телевизор там, или микроволновку – пришлют самолетом. А холодильник, машину стиральную или гарнитур, приходится ждать, пока привезут теплоходом. Весной закажешь кухонную стенку - к осени привезут.

Если вещь не понравилась – назад не вернешь. Сломается холодильник или телевизор – по гарантии тоже не отправишь. Но иначе не выходит.

Наталья Малых родилась и выросла в Диксоне, в семье военных.

После школы я уезжала учиться в Красноярск, - рассказывает директор ДК. – Окончила университет, и вернулась обратно. Вышла замуж за военного. И вы знаете, уезжать отсюда никуда не хочу, мне тут нравится.

Как и Наталья, некоторые подростки, уехавшие учится на материк, возвращаются обратно. Они просто не выдерживают ритма городской жизни.

Занеся краску в Дом Культуры, делящий здание с судом и районной избирательной комиссией, Наталья Малых ведет меня на экскурсию по диксонским «оазисам культуры».

Ни оперного театра, ни кинотеатра, ни ресторанов, ни даже самой маленькой рюмочной тут нет. Зато есть самая настоящая картинная галерея! Скрывается она в обшитом нержавейкой здании, больше похожем на котельную, чем на очаг культурной жизни.

Это самая северная картинная галерея в России, а может быть и в мире, - рассказывает Наталья, снимая амбарный замок с двери в выставочный зал. – Хотя у нас в Диксоне все «самое северное в России».

В помещении галереи, комнате метров пять на десять, идет ремонт. Его, конечно же, затеяли к приезду губернатора. Экспонаты, штук тридцать картин, и с десяток скульптур, стоят тут же – на застеленном газетами полу. Полотен Репина, Сурикова, или еще какого хоть мало-мальски известного тут нет. Но не все потеряно!

Мы хотим написать письма в Эрмитаж и Третьяковку, с просьбой передать нам несколько картин из их фондов, – делится планами Людмила Алыкова, заведующая картинной галереей, а заодно и находящейся в этом же здании библиотекой. - У них в запасниках много чего есть ненужного, а нам бы пара полотен знаменитостей не помешала бы.

Но это пока в планах, а тем временем начальник обоих культурных учреждений собственноручно красит оконные рамы. В библиотеке женщина работает с тех пор как закрыли школу на острове.

Раньше преподавала русский и литературу, - рассказывает она. – Приехала на Диксон 30 лет назад, с подругой, по распределению, да так и осталась. После школы, перебралась работать в библиотеку.

Людмила Алыкова настолько любит книги, что мечтает купить себе «электронный букридер»:

Я когда была у дочери в гостях в Москве, в метро у многих видела такой прибор. Приехала домой, решила заказать через интернет. Ждала полгода, но так и не прислали. Говорят - нельзя к вам туда доставить. Теперь заказала себе небольшой ноутбук, буду на нем книги читать.

Людмила Алыкова из тех людей, которым обитать на севере нравится.

Я уже не представляю, как можно жить на материке. Тут ведь хорошо: зимой северное сияние, летом полярный день, - восклицает библиотекарь. - А природа какая красивая! И променять все это на грязь, духоту большого города? По мне уж лучше единение с природой.

В словах Людмилы Алыковой есть немалая доля истины: на севере необычайно красиво. Тут тихо и спокойно, нет никакой суеты.

Но таких романтиков, как пожилая библиотекарь почти не осталось. Люди сегодня живут на севере или из-за денег, или потому что у них нет выбора. Я же, как дитя цивилизации, обитать в Диксоне не смог бы.

Природа в Диксоне как нигде близка к человеку: и зимой и летом по улицам поселка бродят белые медведи.

Они сюда часто заходят, - рассказывает Игорь Корниенко, егерь Большого Арктического заповедника. – Это в основном молодые медведи, трех-четырех лет возрастом. Они и людей не боятся, и охотиться как следует не умеют. Вот и идут к человеческому жилью, в поисках объедков.

Взглянув на фото увиденного мною медведя, Игорь заявил, что мне крупно повезло:

Это медвежонок, ему года два. Хорошо, что поблизости не оказалось его матери. Иначе лежать тебе в больнице, это в лучшем случае.

Игорь Корниенко в медведях разбирается хорошо: в диксонском филиале Большого арктического заповедника занимается медвежьим патрулем. Ищет следы хищников, и отмечает на карте маршруты их передвижения. Еще каждую неделю Игорь садится в старую моторную лодку и едет за 20 километров от Диксона на старую биостанцию, где летом живут приезжие орнитологи.

У нас в местном филиале работает всего два человека, - рассказывает егерь. – Остальные сидят в Дудинке или в Норильске, к нам иногда в экспедиции выбираются. А мы просто сторожим то, что осталось с советских времен. Исследований никаких не проводим – финансирования почти нет. Да и я не ученый. Мои родители геологами были. Я же после второго курса институт бросил и вернулся. Пошел в егеря. Мне друзья сто раз говорили: «что ты за копейки сидишь в этом заповеднике, давай иди в порт работать». А мне наоборот это по душе - море, тундра…

А вот кому тундра и море точно не по душе, так это главврачу Диксонской муниципальной больницы. Владимир Шумков уже пакует чемоданы и готовится к отъезду на большую землю. На посту руководителя больницы он пробыл всего три месяца.

Здесь совершенно невозможно работать! - говорит он, нервно расхаживая по кабинету. - В больнице нет большей части необходимых врачей: нет стоматолога, гинеколога, рентгенолога, анастезиолога. Мне приходится оперировать людей под местным наркозом! А зуб нужно человеку полечить - так отправляем в Дудинку. Врачи ехать в Диксон не хотят: а все потому, что сначала обещают одну зарплату, в итоге дают другую. Говорят: у вас там население маленькое, почему мы должны вам платить?

Платят медикам в Диксоне и правда, чудовищно мало: 15 - 20 тысяч. При местных ценах - это ничто.

Кроме отсутствия медперсонала в больнице еще очень много проблем: нет нужного медоборудования: не работает рентгеновский аппарат, аппарат УЗИ. В лаборатории больницы можно сделать лишь два анализа: общий анализ крови и общий анализ мочи.

И как можно тут работать? - восклицает Владимир Шумков. - Я не удивляюсь, почему за пять лет тут сменилось 12 главных врачей! А корень всей проблемы в самой системе здравоохранения. Развели бумажную волокиту, запорошили глаза проверяющим, и в отчетах все прекрасно! А на самом деле бардак и разруха.

Глава поселка Ирина Евгеньевна Дудина болеет редко, и ведет здоровый образ жизни: на работу ходит пешком. С ее зарплатой, а получает она 100 тысяч рублей в месяц, можно было бы ездить на такси, но в Диксоне нет такси. В Диксоне вообще нет нормальных легковых машин: по поселку ездят с десяток «уазиков», несколько грузовиков, и штук пять вездеходов. Самым распространенным среди аборигенов транспортным средством является чудо местных кулибиных - мотоцикл с коляской с огромными дутыми колесами, собранных из камер от КАМАЗа, обклеенных сверху резиновыми полосами. На таком можно и по снегу ездить и по тундре. У некоторых домов стоят зачехленные снегоходы.

ГИБДДшников у нас тоже нет, - рассказывает Ирина Евгеньевна, пока мы пьем чай в ее кабинете. Обстановка тут скромнее, чем у главы администрации. – И преступности, как таковой тут тоже нет. Бывают драки конечно, по «синему делу». Пьянство – бич местного населения. Будь в моих силах, я бы запретила торговать в поселке алкоголем вообще.

В администрации пробовали договориться с коммерсантами, чтобы те не продавали алкоголь хотя бы вечером. Но они пожаловались в прокуратуру. Мол, чиновники давят на бизнес.

Прокурор мне пальцем пригрозил, сказал, что мы закон нарушаем, - вспоминает Ирина Дудина. - И он формально прав. А неформально – у нас население спивается, работать некому. А те, кто работают, все равно пьют. Знают, что не уволят – рабочие руки на вес золота.

Больше всего алкоголиков в порту и предприятии ЖКХ: пьют почти все, кроме кабинетных работников и руководства. Наименьшая концентрация пьяниц в администрации: ни одного в коллективе.
Диксон замер в ожидании: здесь постоянно что-то ждут. Когда выплатят зарплату, когда прилетит очередной самолет, придет теплоход из Дудинки. Ждут, когда найдутся покупатели на горы металлолома, валяющегося по всему поселку и острову. Или когда «Норильский Никель» наконец-то выйдет на шельф, а британская компания, название которой в поселки толком не знает никто, начнет разрабатывать залежи угля, лицензию на добычу которого англичане приобрели еще два года назад. Но грянул финансовый кризис, и работы свернули.

Мы надеемся, что про Диксон рано или поздно вспомнят, - оптимистично смотрит в будущее Ирина Дудина. - Ведь мы - ворота в Арктику. А пока мы будем оптимизировать бюджет, займемся энергоэффективностью...

И лучше бы о Диксоне вспомнили пораньше. Потому что еще немного, и от поселка останутся одни развалины. А по улицам будут бродить белые медведи, уже примеряющие на себя должность хозяев Диксона.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Анна Груздева 28 лет

Автор и главный редактор проекта «Сибирь и точка», живет и работает в Красноярске. По образованию журналист, магистр искусствоведения. Выпускница Школы культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова и студентка курса ФотоДепартамента «Преодолевая фотографию». Слушатель Школы исследования и текста Российского фонда культуры. Публиковалась в Colta.ru, «Горький», «Сеанс», Siburbia.ru, «Сибирский форум» и многих других изданиях. Журналист издания RBTHtravel.

Антон Петров 29 лет

Независимый фотограф из Красноярска, по образованию инженер. Член проекта «Сибирь и точка». Участник выставки «Сибирь. Полюса» в музейном центре «Площадь мира» в Красноярске и в Государственном центре современного искусства в Томске.

актировка - в районах Крайнего Севера так называют объявление о штормовом ветре, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В это время отменяют занятия в школах и останавливают работу в некоторых учреждениях города или поселка

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.

Для местных жителей все, что не Диксон, - это «материк».

Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история - это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером - она длиннее. Еще в XI-XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII-XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком - торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», - записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон - это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел - и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья - тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», - говорит Александр

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея - теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов - все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное - частная история семьи или человека.

На Диксоне каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история.

Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек - одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске

Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», - говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона

Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон-Норильск или Норильск-Диксон по две недели

Close