Самолёт Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение в акватории Черного моря. Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. Минобороны уточнило, что фрагменты корпуса Ту-154 обнаружены в 1,5 километра от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров.

Всего на борту находилось 92 человека, в том числе 64 артиста ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра — баянисты и балалаечники.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:50

Глава Минтранса России Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы Ту-154 Минобороны, заявил, что борту самолета, очевидно, нештатно сработала техника. Об этом в четверг, 29 декабря, сообщает РИА Новости.

— Самолет при ударе о водную поверхность и, в последующем, о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции, — добавил он. Соколов также призвал воздержаться от распространения любых версий по катастрофе Ту-154 до окончательного объявления результатов работы комиссии.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут детально изучены экспертами, после чего они и дадут однозначный ответ, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок на одном крыле был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.

В одном из специальном ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.

По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.

ОБНОВЛЕНИЕ 13:20

Чкаловская авиабаза, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154, в следующем году будет реорганизована, на ее базе будет заново создана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Об этом пишет газета "Известия".

Как отмечает газета, воссозданная дивизия будет базироваться на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, ее формирование начнется в начале следующего года. Эту информацию "Известиям" официально подтвердили в Минобороны России.

До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты дивизии особого назначения перевозили, а в случае необходимости и эвакуировали советских и российских военнослужащих и гражданских специалистов из горячих точек по всей планете, отмечает издание.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:00

Предварительно установлена причина крушения самолета Ту-154 Минобороны, упавшего утром 25 декабря в Черное море близ Сочи — это сваливание при недостаточной для набора высоты скорости из-за рассогласования закрылков. Об этом вечером 27 декабря сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе на месте ЧС.

— По предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет свалился, — сказал источник агентства.

По его словам, причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, не установлена. Официального подтверждения этой информации нет.

Гипотеза с закрылками появилась сразу после крушения. Так, «Коммерсантъ» написал, что к их рассогласованию могла привести критическая неисправность.

— За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна, — отметила газета.

Накануне ФСБ России назвала основными рабочими версиями крушения Ту-154 «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета».

ОБНОВЛЕНИЕ 09:30

Эксперты расшифровали речевой бортовой самописец разбившегося Ту-154 Минобороны РФ. Пленка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена.

Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!" А затем звучит крик: "Командир, падаем!", — рассказал источник близкий к следствию.

По его данным, второй самописец, параметрический, пока не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил и когда начнётся его расшифровка — не известно.

ОБНОВЛЕНИЕ 14:40

Водолазы обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения самолёта Ту-154 Минобороны в Черном море. Об этом ТАСС сообщили в силовых структурах.

— В ходе поисковых работ под кабиной самолета обнаружен один черный ящик. В ближайшее время он будет извлечен из воды, — сказал источник.

Также собеседник сообщил, что тела трех погибших и большое количество останков обнаружены в районе крушения.

ОБНОВЛЕНИЕ 21:20

В краевой столице прошла траурная акция прощания с жертвами, погибших в результате крушения самолета Минобороны в Черном море. В ней приняли участие депутаты Закдумы и Гордумы, военные и неравнодушные горожане.

Мероприятие проходило возле памятника штурмовику Су-7Б в районе остановки "Портовая". Возложение прошло в темное время суток специально, чтобы люди после окончания рабочего дня смогли отдать дань уважения и памяти погибшим. Именно это дало возможность почти сотне людей прийти на акцию.

— Это страшная трагедия. Абсолютно в любой ситуации важна каждая жизнь и сейчас объединилась вся Россия. Население большой страны скорбит и выражает соболезнования родственникам экипажа. Приятно, что так много людей смогли найти время и приехать сегодня для прощания с погибшими. Если кто-то не успел присоединиться к нам, то он может приехать почтить людей позже. Главное же желание, — рассказал Руслан Верхотуров, соорганизатор.

По очереди брали слово представители городской и краевой власти. Они рассказывали о личных воспоминаниях знакомств с Елизаветой Глинка — возглавлявшей благотворительный фонд и Валерием Халиловым — создателем фестиваля военных оркестров «Амурские волны». После чего последовала минута молчания и началось возложение цветов.

— Очень печально, что в мирное время гибнут люди. Сейчас пройдут разбирательства, будет проведена работа по недопущению подобного в будущем. Такого не должно быть и я надеюсь, что подобного больше не повторится, — рассказала Алиса Селезнева, студентка.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Теракт не является основной версией крушения Ту-154. Специалисты также не видят необходимости в ведении дополнительных мер безопасности в аэропортах РФ.

— Насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта. Мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны, — сказал министр транспорта России.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:15

Специалисты проанализировали данные объективного контроля с радиолокационных средств, чтобы точнее определить траекторию полета потерпевшего крушение Ту-154. Они выяснили, что самолет упал в шести километрах от берега, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Сейчас поисковые работы ведут 39 кораблей и катеров, 135 водолазов и семь глубоководных аппаратов. Военнослужащие также обследуют берег в поисках тел погибших, обломков самолета и личных вещей пассажиров. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:06

Хабаровские коллеги артиста почтили память погибшего Валерия Халилова.

Хабаровчане несут цветы на площадь Славы. На площадь Славы коллеги Валерия Халилова вынесли подставку для нот , на котором располагалась фотография дирижера с траурной лентой. К пюпитру музыканты и неравнодушные хабаровчане возлагали цветы и ставили свечи.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:30

Среди летевших был 46-летний подполковник Восточного военного округа Александр Ваганов. Он был на борту ТУ-154, вылетевшего из Сочи ранним воскресным утром.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Первый самолет с 10 телами погибших при крушении Ту-154 вылетел в Москву, сообщили "Интерфаксу" в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

— Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации с обнаруженными на месте авиакатастрофы 10 телами и 86 фрагментами вылетел в Москву, где будет проводиться их опознание и генетическая экспертиза специалистами Бюро судебной медицинской экспертизы и 111 Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны России, — сказал сотрудник департамента.

ОБНОВЛЕНИЯ 13:40

Глава Чечни Рамзан Кадыров принял решение увековечить память погибшей в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и присвоить ее имя Республиканской детской клинической больнице в Грозном.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:30

Кто будет курировать "Амурские волны" после смерти Валерия Халилова пока неизвестно.

— До фестиваля еще очень далеко. Мы в шоке от трагедии и, разумеется, еще ничего не успели обсудить. Кто будет курировать фестиваль после смерти Валерия Михайловича, пока сказать сложно. Будем решать этот вопрос. Невероятная утрата для культурной жизни всей страны, — сообщили корреспонденту DVhab в дирекции фестиваля «Амурские волны».

ОБНОВЛЕНИЕ 12:10

Матч "Амур" — "Адмирал" начнется во Владивостоке с минуты молчания в память погибших в авиакатастрофе.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:40

Лимиты компенсаций по крушению Ту-154 для военных составят порядка 7,8 млн руб, для гражданских лиц — 3 млн руб, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он разъяснил, что всем находившимся на борту самолёта положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса.

В добавление к этой выплате сумма компенсаций складывается для военных следующим образом:
По обязательному страхованию военнослужащих (страхование производится в соответствии с законом № 52-ФЗ) положена выплата на случай смерти в размере 2,337 млн рублей. Кроме того, страховщик уполномочен производить выплаты единовременных пособий на случай смерти военнослужащего или признания его негодным к военной службе. Размер пособия по смерти военнослужащего составляет 3,506 млн рублей. Впоследствии они компенсируются страховщику из бюджета.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:20

Главный военный дирижер страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов был среди пассажиров разбившегося самолета Ту-154 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в Черном море. Валерий Халилов был инициатором проведения в Хабаровском крае Международного фестиваля военных оркестров «Амурские волны», который создавался при его непосредственной поддержке и участии. С 2012 года Валерий Халилов ежегодно приезжал в Хабаровск для участия в фестивале.

С 2002 по 2016 год Валерий Халилов был начальником военно-оркестровой службы Российской Федерации, главным военным дирижером. В этой должности он неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.

В апреле 2016 года Халилов был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по гражданам РФ, погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного корабля в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.

— Авиакатастрофа, в которой погиб коллектив ансамбля им. Александрова — трагедия огромного масштаба, потому что Россия потеряла самых лучших, — заявил во время специального выпуска программы Baltkom-online на латвийской радиостанции Baltkom российский певец Лев Лещенко.

ОБНОВЛЕНИЕ 17:50

Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с экранов радаров через несколько минут после вылета из Сочи. По предварительной информации, на борту лайнера находились 82 пассажира и десять членов экипажа. Об этом сообщил на источник в экстренных службах.

— Самолёт Ту-154 вылетел из Сочи, однако спустя несколько минут исчез с экранов радаров, — рассказал собеседника.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:20

В МЧС подтвердили обнаружение места падения самолета Ту-154 в Черном море, сообщает ТАСС. Людей пока обнаружить не удалось.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:05

Источник «Интерфакса» в экстренных службах Краснодарского края сообщает об обнаружении места предполагаемого падения Ту-154.

— При обследовании акватории в 6-8 километрах от берега обнаружено масляное пятно, которое, как предполагается, могло явиться следствием падения в этом месте самолета. Туда направлены спасательные суда, — говорит собеседник агентства. Официального подтверждения падения все еще не было.

Рано утром 25 декабря в Черное море в полутора километрах от берегов Сочи упал летевший в Сирию самолет Ту-154, на борту которого были 92 человека. Это экипаж, военнослужащие, журналисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

В поисковой операции сразу задействовали четыре корабля, четыре вертолета, самолет и беспилотный летательный аппарат. А к 15.00 группировка работающих на месте специалистов и вовсе составила более трех тысяч человек.

Для организации оперативного управления, координации спасательными силами и доставки родственников к месту катастрофы развернуты и приступили к работе оперативные группы на аэродромах Чкаловский, Адлер и в порту Сочи.

Узнав о приблизительном месте крушения (хоть и сразу было ясно, что это где-то в море и довольно далеко от берега), к побережью Хостинского района города начали стягиваться не только спасатели, правоохранители, медики, журналисты, но и обычные жители приморского города. Пока на довольно спокойной глади моря в месте, где был маслянистый след, наблюдалось скопление катеров, кораблей и вертолетов, у кромки воды, несмотря на ранний час, столпились сочинцы. Еще часть жителей просто остановили свои машины у обочины дороги и смотрели за происходящим сверху, с развязки. Объединяло таких "зрителей" только одно - молчание.

Услышал о происходящем по радио, я в шоке. Работал всю ночь, устал, но постою еще. Даже не знаю, зачем. Наверно хочу помочь, но не знаю как. Слышал, что иногда волны относили пострадавших к берегу. Но сейчас, конечно, вряд ли. Полный штиль, - говорит сочинский таксист Андрей.

Через полтора часа сюда приехало несколько нарядов ДПС (к удивлению присутствующих, с автоматами наперевес). Люди в форме вежливо попросили уехать, чтобы не создавать заторов на дороге. И правда, через несколько минут в направлении местного аэропорта, где обосновался штаб Минобороны России, отправилось несколько десятков машин скорой помощи, спасателей.

А уже спустя пару часов новостные ленты взорвало сообщение о страшной находке - обломках шасси и первых телах. Появился и список находившихся на борту. В нем - 92 фамилии. Среди них - 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, девять сотрудников СМИ (по трое от телеканала "Звезда", НТВ и Первого канала), глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, двое гражданских служащих и 64 музыканта ансамбля имени Александрова.

Вскоре возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности полетов или подготовки к ним. Конечно, созрела и масса версий. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу же заявил, причиной могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Причем он сразу же исключил возможность теракта.

Версию теракта я исключаю полностью. Самолет минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - уверен Озеров. - Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию.

Нажмите для увеличения. Инфографика РГ / Александр Смирнов / Юрий Гаврилов

Правда, чуть позже уже официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков рассказал, что самолет управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем (летчик первого класса, общий налет составил около 3,5 тысячи часов), а воздушное судно было выпущено в 1983 году. Общий налет лайнера составил около 7 тысяч часов. Причем, согласно официальной информации, последний ремонт прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре воздушное судно прошло плановое регламентное обслуживание. Подтвердили надежность этой модели лайнера и опытные механики, которые вообще не смогли припомнить ЧП с Ту-154. То есть, по сути, возможность ошибки пилота и неисправности самолета довольно мала.

В свою очередь, начали распространяться и другие, уже не официальные, версии. К примеру, почти сразу же отмели из причин повредивших судно птиц - мол, в такое раннее время они практически не летают.

Специалисты пообещали вести работы по подъему 
с глубин тел и обломков 
круглосуточно

Тем временем, если с утра на море не было шторма, то к середине дня синоптики распространили предупреждения об усилении ветра и возможном снегопаде. Однако специалисты пообещали вести работы по подъему с глубин тел и обломков круглосуточно.

В свою очередь, краевой оперативный штаб, созданный по решению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, в первую очередь занялся подготовкой места размещения для прибывающих в Сочи родственников погибших, организовав для них трансферы из аэропорта до гостиниц. Уже подготовлены к приему и несколько местных санаториев минобороны. Плюс медицинские службы края развернули дополнительные пункты психологической помощи в аэропорту и местах размещения родственников жертв катастрофы.

Иосиф Кобзон: "Они летели на боевое задание..."

Для этих талантливых и мужественных людей, кажется, не было в жизни преград, они ничего не боялись и преодолевали любые трудности. Ансамбль имени Александрова считался в мире одним из символов современной России: сильным, душевным, спокойным и умеющим всегда поддержать людей хорошей песней и той уверенностью в своих несомненных силах, которая шла от этих крепких и искренних мужчин и красивых, удивительно светлых женщин.

Солисты ансамбля, его оркестр, танцоры, хор - много лет мы дружили с ними в "Российской газете", артисты приходили к нам в гости, выступали для наших читателей и гостей редакции. Как всегда выступали и в самых дальних гарнизонах. Причем больше всего сами музыканты и руководители коллектива в наших разговорах гордились, кстати, не тем, что уже не по одному разу объездили с концертами весь земной шар, а именно - выступлениями для российских солдат и офицеров. Уже не в больших многотысячных залах, как в Европе, а в армейских домах культуры и вовсе - в полевых условиях. А мы, журналисты, бывали в гостях у них, да и на разных выступлениях.

С кем-то мы даже дружили лично, спорили иногда о том, какой должна быть современная песня, чтобы она по-прежнему несла свет и тепло, окрыляла наши души и даже, может, "строить и жить помогала", а не была однодневными попевками, коих ныне в избытке на эстраде. Говорили о классике - о том, что благодаря исполнению "александровцами" она становится более понятной и близкой даже тем, кто ее раньше не любил... Вот и великие русские романсы солисты ансамбля пели так, что всем в зале тоже хотелось стать пусть чуточку добрее, мудрее и чище...

За свою долгую почти 90-летнюю историю Ансамбль имени Александрова доказал, что он может исполнять любые произведения так, что в зале снова будет аншлаг. А как пел в других - более привычных и любимых во всем мире - "александровских" концертах военную песню "На солнечной поляночке" солист ансамбля Владислав Голиков?!

Или Виктор Санин, который покорил Квебек и был вместе с "александровцами" солистом на Международном фестивале военных оркестров - как он пел привольные "Амурские волны"?! Все они тоже - в "Списке пассажиров упавшего Ту-154"

Впрочем, пока еще есть хоть малая надежда на то, что кто-то остался жив, хочется верить в это, надеяться и молиться...

Они летели за репортажем

На борту упавшего Ту-154, помимо остальных пассажиров, находились три съемочные группы - Первого канала, НТВ и канала "Звезда". Все каналы изменили сетку вещания в связи с ужасной трагедией.

Среди сотрудников Первого канала, находившихся на борту упавшего в Черном море военного самолета Ту-154, были корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На своем сайте канал пишет о том, что Дмитрию Рункову должно было исполниться всего 30 лет. Карьеру тележурналиста Дима начинал в родном Архангельске, пять лет назад переехал в Санкт-Петербург. "За какую бы тему впоследствии ни брался Дима - будь это заснеженный космодром "Восточный" или жаркая акватория Средиземного моря, откуда вели огонь по террористам в Сирии наши корабли-ракетоносцы, это всегда были яркие и понятные сюжеты. Объяснить сложное простым языком - настоящее искусство репортера" - так отзываются о нем коллеги.

По долгу службы Дмитрию часто приходилось заниматься военной тематикой. Это не только боевые стрельбы: Дмитрий делал репортажи о репетиции Парада Победы и исторических реконструкциях.

Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Дважды работал в Сирии, награжден государственными наградами. В сюжете Первого канала, появившемся в день трагедии, рассказано о том, как в одну из сирийских командировок с коллегой Климом Санаткиным он поехал буквально на один день, а получилось - на две недели. Боевики замкнули окружение, не давая вывести съемочную группу. Так ребята не попали на вертолет, который в итоге уничтожили террористы. Кинооператор с большим стажем, высококлассный специалист, безотказный человек. Вадим и в этот раз не отказал. Лететь в Сирию в этот раз должен был не он. Это был незапланированный выезд, на который он сразу же согласился. У Вадима Денисова осталась жена и трое детей.

Александру Сойдову было 33, женат, двое детей. Он увлекался музыкой. Александр также, как и Вадим Денисов, в этот раз ехал в Сирию внеурочно, тоже не мог отказать. На Первом канале он проработал 10 лет.

Первый канал изменил в связи со случившимся сетку вещания: в воскресенье, 25 декабря, из эфира убрали финал развлекательного шоу "Точь-в-точь", а также проморолики новогодних проектов и заставки, посвященные предстоящим праздникам. Кроме того, из эфира убрали прямой эфир финала интеллектуально-развлекательной программы "Что? Где? Когда?". Из-за случившегося канал перенес и светскую премьеру исторической эпопеи "Викинг" - она должна была состояться в Москве в начале следующей недели.

Телеканал НТВ также сообщил о нахождении на борту Ту-154 своих журналистов. По информации телеканала, это корреспондент - продюсер НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Звукооператор Евгений Толстов перед вылетом из подмосковного Чкаловска выложил на своей странице в социальной сети Facebook пост, в котором сообщил, что отправляется в Латакию.

НТВ также сообщил, что переверстал сетку вещания - канал снял с эфира вечерний выпуск программы "Киношоу" и новый фильм "Со мною вот что происходит", главную роль в котором исполнил Гоша Куценко. Канал запустил экстренные выпуски новостей и убрал анонсы развлекательных программ.

По подтвержденным данным, на борту упавшего Ту-154 находились и три журналиста телеканала "Звезда". Корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. В связи с трагедией, произошедшей с Ту-154, телеканал "Звезда" также изменил сетку вещания. Отменяются развлекательные телепередачи (в том числе новая программа "Сегодня утром"), реклама. На время траура сетка будет заполнена военно-патриотическими фильмами. Новости выходят каждый час.

Соболезнования

Столица поможет близким погибших

Правительство Москвы окажет необходимую помощь родственникам и близким пассажиров Ту-154, который разбился у берегов Сочи. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на своей странице в Twitter.

"Соболезную близким находившихся на борту разбившегося самолета. Страшная трагедия, - написал он. - Поручил департаменту соцзащиты оказывать необходимую помощь".

Список пассажиров Ту-154

Экипаж:

  • майор Волков Р.А.,
  • капитан Ровенский А.В.,
  • подполковник Петухов А.Н.,
  • капитан Мамонов А.В.,
  • старший лейтенант
  • Парикмахеров В.Н.,
  • майор Трегубов В.А.,
  • старший лейтенант Сушков B.C.,
  • старший лейтенант Суханов А.О.

Военнослужащие:

  • генерал-лейтенант Халилов В.М.,
  • полковник Хасанов А.Б.,
  • полковник Ваганов Н.И.,
  • полковник Иванов А.Ю.,
  • подполковник Колосовский А.В.,
  • майор Долинский А.И.,
  • полковник Негруб А.Н.,
  • капитан Абросимов С.С.

Гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация "Справедливая помощь":

  • Глинка Е.П.
  • Рунков Д.А.,
  • Денисов В.В.,
  • Сойдов А.А.,
  • Лужецкий М.В.,
  • Обухов П.К.,
  • Пестов О.М.,
  • Ржевский В.В.,
  • Суранов А.А.,
  • Толстов Е.В.

Ансамбль им. Александрова:

  • Сонников А.В.,
  • Гужова Л.А.,
  • Ивашко А.Н.,
  • Бродский В.А.,
  • Булочников Е.В.,
  • Голиков В.В.,
  • Осипов Г.Л.,
  • Санин В.В.,
  • Майоров К.В.,
  • Буряченко Б.Б.,
  • Бабовников Д.В.,
  • Баздырев А.К.,
  • Белоножко Д.М.,
  • Бесчастнов Д.А.,
  • Васин М.А.,
  • Георгиян О.П.,
  • Давиденко К.А.,
  • Денискин С.И.,
  • Журавлев П.В.,
  • Закиров P.P.,
  • Иванов М.А.,
  • Иванов А.В.,
  • Котляр С.А.,
  • Кочемасов А.С.,
  • Кривцов А.А.,
  • Литвяков Д.Н.,
  • Мокриков А.О.,
  • Моргунов А.А.,
  • Насибулин Ж.А.,
  • Новокшанов Ю.М.,
  • Поляков В.В.,
  • Савельев А.В.,
  • Соколовский А.В.,
  • Тарасенко А.Н.,
  • Трофимов А.С.,
  • Узловский А.А.,
  • Халимон B.Л.,
  • Штуко А.А.,
  • Крючков И.А.,
  • Ермолин В.И.,
  • Быков C.Л.,
  • Колобродов К.А.,
  • Корзанов О.В.,
  • Ларионов И.Ф.,
  • Ляшенко К.И.,
  • Михалин В.К.,
  • старший сержант
  • Попов В.А.,
  • Разумов А.А.,
  • Серов А.С.,
  • Шахов И.В.,
  • Арчукова А.А.,
  • Гильманова P.P.,
  • Игнатьева Н.В.,
  • Клокотова М.А.,
  • Корзанова Е.И.,
  • Пырьева Л.А.,
  • Сатарова В.И.,
  • Трофимова Д.С.,
  • Хорошева Л.Н.,
  • Цвиринько А.И.,
  • Шагун О.Ю.,
  • Гурар Л.И.,
  • Сулиманов Б.Р.,
  • Столяр И.В.

Соболезнования

Президент Владимир Путин, находящийся в эти дни с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, выразил соболезнования семьям погибших. "Завтра в России будет объявлен общенациональный траур", - сообщил он. Это отразится и на программе самого Путина. Сегодня он должен был присутствовать на музыкальном световом представлении на Дворцовой площади, но в связи с трауром отменил свое участие в мероприятии.

Со словами скорби к семьям и родственникам жертв авиакатастрофы обратился премьер-министр Дмитрий Медведев: "Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших - журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможно смириться, она невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей".

Президент поручил главе правительства сформировать комиссию, которая займется изучением обстоятельств происшествия. "Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших", - заверил Путин.

По распоряжению Дмитрия Медведева в состав правительственной комиссии вошли представители всех ключевых ведомств. Ее работу возглавил министр транспорта Максим Соколов, который незамедлительно вылетел в Сочи.

Опознание родственниками погибших состоится в Москве, в Сочи лететь не нужно. Всех родственников просят прибыть в Минобороны для забора генетического материала и процедуры опознания. Необходимые телефоны и адреса лабораторий, где пройдет экспертиза, будут размещены в СМИ и на сайтах минобороны и МЧС.

Об этом глава правительственной комиссии, созданной для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, министр транспорта РФ Максим Соколов.

Крушение произошло утром, многое было сделано за световой день, но поисково-спасательная операция продолжилась и вечером, рассказал Соколов. "Очень важным сейчас является оказание помощи родственникам пассажиров этого самолета. Но хочу обратить внимание всех, что основные мероприятия и вся организация работы с родственниками по решению правительственной комиссии будет проходить в Москве в министерстве обороны", - сказал Соколов.

По его словам, в Сочи, хотя ряд тел и фрагментов уже обнаружен, такие работы проводиться не будут. Поисково-спасательная операция будет длиться круглосуточно столько времени, сколько потребуется, заверил министр, подчеркнув, что поиски осложняются тем, что катастрофа произошла в море. По словам министра, "информации о выживших пока нет".

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж, судов со специальными локаторами и глубоководными аппаратами для поисков. "Постараемся сделать все, чтобы тела были найдены", - отметил Соколов.

Водолазы МЧС и глубоководные спускаемые аппараты, а также глубинные локаторы прибывают для продолжения поисковой операции. Вчера два таких глубинных локатора работали уже в зоне поиска. Еще один локатор должен прибыть сегодня утром из Геленджика, а ближе к концу дня понедельника прибудут еще суда из Новороссийска, сказал министр.

К сожалению, бортовые самописцы этого самолета Ту-154 не оборудованы радиомаяками. Их будут искать, как и другие фрагменты самолета. Соколов выразил надежду, что они сохранились.

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж

Установлением причин катастрофы занимается техническая комиссия минобороны в рамках уголовного расследования. Следственный комитет отрабатывает весь спектр версий причин крушения, отметил Соколов, но говорить, что именно привело к катастрофе преждевременно.

Техническая комиссия Минобороны России расследует вопрос подготовленности экипажа разбившегося самолета Ту-154. Командир воздушного судна, как сейчас известно, имел достаточный налет часов, подчеркнул министр.

Вопрос о дальнейшем использовании самолетов Ту-154 на повестке дня пока не стоит. Как уточнил глава Росавиации Александр Нерадько, который также входит в правительственную комиссию, Ту-154 не эксплуатируется гражданской авиацией. Этот тип самолетов стоит на вооружении минобороны, и это ведомство будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию Ту-154.

В частности, останавливать ее или проводить дополнительные работы с парком этих самолетов для дальнейших полетов на них. Но это все нужно решать после анализа имеющихся обстоятельств, к которому техническая комиссия только приступила, добавил Нерадько.

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин

Сухие строчки с сайта Минобороны: в списке пассажиров рухнувшего самолета глава международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. В это не хочется верить, так много людей осталось обездоленными этой смертью, так велика потеря для самых несчастных на этом свете: детей Донбасса и Сирии, бездомных, больных онкологией малышей Киева, где она открыла частный хоспис.

В последнем интервью полгода назад мы говорили с ней о том, что в этой жизни может заставить ее перестать спасать людей. Ответ ее тогда потряс жестким лаконизмом: "Только пуля". Тогда же с несвойственными сильному, привыкшему к потерям человека слезами в голосе вспоминала погибшего в авиакатастрофе во время тушения пожаров в Иркутске экипаж летчика Леонида Филина. Именно с ним доктор Лиза перевозила больных и раненых детей Донбасса из Ростова в Москву. Говорила, что скорбит безмерно. Все эти детали сейчас выстраиваются в горькую цепочку предчувствия трагедии.

С Лизой - Елизаветой Петровной - журналисту было очень легко и трудно одновременно. Ей некогда было разговаривать, но если видела, что хочешь помочь, тут же включала тебя в свою орбиту настроенных на волонтерское служение людей и переходила на "ты".

Доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для госпиталя в Латакии

"Хочешь посмотреть, как работаем? Приезжай в среду в пять на Павелецкий. Да не бойся ты. Маску дадим, перчатки. Не опаздывай".

"Зачем тебе, успешной, обеспеченной, счастливой, нужны опустившиеся и плохо пахнувшие бомжи? Что ты с ними возишься?" - много раз спрашивала у Лизы. "Людей люблю", - отвечала она и смотрела огромными глазами строго.

Социальное партнерство, о котором все сегодня вспомнили, для нее уже как лет двадцать конкретные дела: хосписы, "Дом милосердия" для семей с Украины, обеды для неимущих, теперь вот Сирия. На разбившемся самолете Лиза летела, сопровождая гуманитарный груз для университетского госпиталя в Тишрин в Латакии.

Была похожа на фронтового хирурга: время - жизнь. Голос низкий, при всей своей хрупкости, очень деловая и на первый взгляд совсем не романтичная.

Чувствовалось, что терпеть не может того, чего мы, журналисты, ждем от разговоров с подобными людьми: ни историй душещипательных, ни сюсюканий и всхлипываний над "бедными бомжами". Очень хорошо помню, как резко оборвала попытку сравнить ее с другим Доктором, помогавшим больным зэкам в тюрьмах и на каторгах в позапрошлом веке: "Доктор Гааз - святой, а я обыкновенная женщина". И принялась перевязывать гнойную рану старика-бомжа...

Мудрая, справедливая, невозмутимая, как будто ничему уже не удивлявшаяся.

Но вот детей с военными ранами пропустить без эмоций через свое сердце не могла. Говорила, как плакала, что настоящим потрясением они для нее были. Перечисляла, как молилась: Ваня Воронов, Оксана Войнаровская, четырехлетний Ястребов Богдан, Юля Куренкова с тяжелым ранением бедра из Горловки...

Плачут сейчас не только они. Тысячам человек доктор Лиза не просто помогла выжить, одев и накормив. Своим отношением обнадежила: будет еще счастье в их жизни, они нужны и любимы, просто потому что люди.

Этой надежды, так необходимой любому человеку, не могли ей простить фейсбуковские негодяи, которые в последнее время желали Лизе смерти. Им она давно ответила: "В любом проявлении чувств нужна мера. И если этой меры нет, то пересекается барьер или граница, дальше которой - пустота. И пустоту эту потихоньку занимает созданный ненавистью ад. Из которого выбраться порой невозможно, как из трясины, которая тянет на дно. За словом своим, мне кажется, нужно следить, соблюдая основной закон медицины - noli nocere - не навреди. Себе и окружающим тебя. А суть - простая. Надо просто любить людей. Ненависть противоестественна".

Из досье "РГ"

Чтобы не надоедали журналисты модных изданий, которые интересовались культовой фигурой российского интернета, Лиза опубликовала повторявшиеся вопросы и свои ответы. Относилась к этому с юмором. Даже к последнему.

- Кто ваш визажист?

У меня его нет.

- Когда вы успели родить детей?

Я очень старалась и успела.

- Какие у вас духи?

Balmain de Balmain.

- Если бы вы были цветком, то каким?

Лавандой.

- Ты правда, что ли, любишь всех?

Нет, не правда. Некоторых я люблю особенно сильно.

- Сколько часов ночью спите?

5-6. Мне этого достаточно.

- Ты не боишься, что тебя прибьют когда-нибудь?

Тело Елизаветы Глинки не обнаружено, поэтому официального подтверждения ее гибели пока нет.

В 5.27 мск после взлета с аэродрома Сочи, находящегося в городском районе Адлер. Самолет выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим (Латакия, Сирийская Арабская Республика).

Артисты Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова перед российскими солдатами и офицерами. Среди погибших художественный руководитель коллектива народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов, заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников, главный хормейстер Константин Майоров, пять солистов. В общей сложности, ансамбль потерял почти половину творческого состава.

Самолет, следовавший с подмосковного аэродрома Чкаловский в сирийский аэродром Хмеймим, должен был совершить дозаправку в Моздоке. Однако из-за непогоды Ту-154 направили в Сочи. По прибытии в аэропорт Адлер, самолет был взят под охрану сотрудниками Пограничной службы ФСБ России и военнослужащими Минобороны России.

Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, который стал свидетелем крушения Ту-154, рассказал, что перед катастрофой с "неестественно задранным вверх носом". Пограничник находился на катере в Черном море. По его словам, самолет, вместо того чтобы набирать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собираясь сесть, и в следующее мгновение задел поверхность воды хвостом, который при ударе отвалился.

Максимальная высота, на которую поднялся самолет, составила около 250 метров, а скорость — в пределах 360-370 километров в час.

Для ликвидации последствий авиационной катастрофы была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Южного регионального центра и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Во взаимодействии с соответствующими структурами Минобороны России, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава России, МВД России, Следственного комитета России и органов государственной власти Краснодарского края было организовано проведение поисково-спасательных работ. Они выполнялись силами общей численностью около 3,6 тысячи человек, применялось более 500 единиц техники, 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов. Поисковые работы проводились с применением современных подводных робототехнических комплексов . Оказывалась психологическая поддержка и медицинская помощь семьям погибших.

26 декабря 2016 года был объявлен днем траура в Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи.

В районе проведения поисковой операции на удалении 1700 метров от береговой линии по оси взлета воздушного судна водолазами на дне Черного моря . Акустическими средствами в данном месте был определен радиус их разброса, который составлял около 500 метров.

Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета.

Полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 .

Более половины жертв крушения самолета Ту-154 над Черным морем в Подмосковье. После завершения похорон на захоронения погибших был установлен памятный камень.

По факту крушения Ту-154 военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин . По его поручению уголовное дело для дальнейшего расследования .

Вопросами, связанными с установлением причин катастрофы, . В ее состав , кроме военных, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".

К расследованию катастрофы также специалисты и лабораторно-исследовательская база научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета.

В начале расследования авиационного происшествия комиссией было принято более 15 версий данного происшествия. ФСБ называла основными версиями: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного корабля, . Бортовые самописцы, поднятые из воды, позволили сократить число версий случившегося вдвое.

По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.

Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем разбился борт Минобороны Ту-154Б-2, следовавший из Москвы на авиабазу Хмеймим в сирийской Латакии с промежуточной посадкой в Сочи.

Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова.

Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня.

Об актуальных версиях - в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст - 40 лет, а ресурс - 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году.

За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности - аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы - приняты военной приемкой.

Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

© РИА Новости / Нина Зотина
Обломки, упавшего у берегов Сочи самолета Минобороны России Ту-154, собранные на территории сочинского аэропорта

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость - около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков - 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России - «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия». Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России.

Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым.

Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета.

Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.


© РИА Новости / МЧС РФ
Фрагменты самолета Ту-154, потерпевшего крушение над Черным морем у берегов Сочи

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе.

Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью об воду.

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн.

В результате Минобороны не нашло «нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза».

«По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки - ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям», - в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты «Коммерсант», опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле - он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать.

По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения.

Вестибулярный аппарат «сообщил» ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет «Коммерсант», и привело к крушению.


© РИА Новости / МЧС РФ
Сотрудники МЧС во время поисковых работ в районе крушения самолета Минобороны Ту-154 у берегов Сочи

Над Черным морем, стал 73-м по счету лайнером этого семейства, потерянным в результате авиационных происшествий. Общее число погибших в таких происшествиях за 44 года достигло 3 тыс. 263 человек. Портал Юга.ру заглянул в историю эксплуатации самолета и вспомнил самые крупные катастрофы с его участием.

Ту-154 — пассажирский самолет, разработанный в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро Туполева. Был предназначен для нужд авиалиний средней протяженности и долгое время был самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом.

Первый полет осуществил 3 октября 1968 года. Ту-154 серийно производился с 1970 по 1998 год. С 1998 по 2013 год на самарском заводе «Авиакор» велось мелкосерийное производство модификации Ту-154М. В общей сложности было изготовлено 1026 машин. До конца 2000-х годов был одним из самых распространенных самолетов на маршрутах средней дальности в России.

Самолет с бортовым номером RA-85572, который потерпел катастрофу 25 декабря 2016 года над Черным морем, был изготовлен в 1983 году и относился к модификации Ту-154Б-2. Эта модификация выпускалась с 1978 по 1986 год: салон экономкласса, рассчитанный на 180 пассажиров, усовершенствованная автоматическая бортовая система управления. В 1983 году борт RA-85572 был передан ВВС СССР.

По мнению некоторых пилотов Ту-154, самолет излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала.

В конце XX века самолет, проектировавшийся в 1960-е годы, морально устарел, и авиакомпании начали заменять его на современные аналоги — Boeing 737 и Airbus A320.

В 2002 году страны ЕС из-за несоответствия по уровню допустимого шума запретили полеты Ту-154, не оборудованных специальными шумопоглощающими панелями. А с 2006 года все полеты Ту-154 (кроме модификации Ту-154М) в ЕС были окончательно запрещены. Самолеты этого типа в то время эксплуатировались в основном в странах СНГ.

В середине 2000-х годов самолет стал постепенно выводиться из эксплуатации. Основная причина — низкая топливная эффективность двигателей. Поскольку самолет проектировался в 1960-е годы, вопрос экономичности двигателей перед разработчиками не стоял. Экономический кризис 2008 года тоже поспособствовал ускорению процесса вывода самолета из эксплуатации. В 2008 году весь парк Ту-154 был выведен компанией S7, в следующем году это сделали «Россия» и «Аэрофлот». В 2011 году эксплуатацию Ту-154 прекратили «Уральские авиалинии». В 2013 году лайнеры этого типа были выведены из состава воздушного парка компанией UTair, крупнейшим на тот момент эксплуатантом Ту-154.

В октябре 2016 года последний показательный полет совершил борт белорусской авиакомпании «Белавиа». Единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России в 2016 году оставалась авиакомпания «Алроса», имеющая в своем флоте два самолета Ту-154М. По неподтвержденным данным, двумя самолетами Ту-154, в числе которых и самая старая модель этого семейства, выпущенная еще в 1976 году, владеет северокорейская авиакомпания Air Koryo.

В феврале 2013 года серийное производство лайнеров было прекращено. Последний самолет семейства, вышедший на самарском заводе «Авиакор», был передан Министерству обороны РФ.

Крупнейшие катастрофы отечественных Ту-154

19.02.1973, Прага, 66 погибших

Самолет Ту-154 выполнял регулярный пассажирский рейс из Москвы в Прагу, когда, совершая посадку, вдруг перешел в быстрое снижение, не долетев 470 м до ВПП, врезался в землю и разрушился. Погибли 66 человек из 100 находившихся на борту. Это первое происшествие в истории самолета Ту-154. Чехословацкая комиссия не смогла установить причины происшествия, лишь предположив, что при заходе на посадку авиалайнер неожиданно попал в зону турбулентности, что и привело к потере устойчивости. Советская комиссия пришла к мнению, что причиной катастрофы стала ошибка командира самолета, который при заходе на посадку случайно, из-за несовершенства системы управления, изменил угол наклона стабилизатора.

08.07.1980, Алма-Ата, 166 погибших, 9 раненых на земле

Самолет, выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь, упал практически сразу после взлета. Самолет снес два жилых барака и четыре жилых дома, в результате чего на земле были ранены девять человек. По официальной версии, катастрофа произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлете, в момент уборки механизации, при высоком взлетном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полета и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полета.

16.11.1981, Норильск, 99 погибших

Лайнер завершал пассажирский рейс из Красноярска и заходил на посадку, когда потерял высоту и приземлился на поле, не долетев около 500 м до полосы, после чего врезался в насыпь радиомаяка и разрушился. Погибли 99 человек из 167 находившихся на борту. По заключению комиссии, причиной катастрофы стала потеря продольной управляемости самолета на завершающем этапе захода на посадку вследствие конструктивных особенностей самолета. Кроме того, экипаж слишком поздно понял, что ситуация грозит аварией, и решение об уходе на второй круг было принято несвоевременно.

23.12.1984, Красноярск, 110 погибших

Лайнер должен был выполнять пассажирский рейс в Иркутск, когда при наборе высоты произошел отказ двигателя. Экипаж принял решение возвращаться, но при заходе на посадку возник пожар, который разрушил системы управления. Машина рухнула на землю за 3 км до ВПП № 29 и разрушилась. Первопричиной катастрофы стало разрушение диска первой ступени одного из двигателей, которое произошло из-за наличия усталостных трещин. Трещины были вызваны производственным дефектом.

10.07.1985, Учкудук, 200 погибших

Эта катастрофа стала крупнейшей по числу погибших в истории советской авиации и самолетов Ту-154. Авиалайнер, выполнявший регулярный рейс по маршруту Карши — Уфа — Ленинград, через 46 минут после вылета на высоте 11 тыс. 600 м потерял скорость, свалился в плоский штопор и рухнул на землю.

По официальному заключению, это случилось при влиянии высокой нестандартной температуры наружного воздуха, малого запаса по углу атаки и тяги двигателей. Экипаж допустил ряд отклонений от требований, потерял скорость — и с пилотированием самолета не справился. Широко распространена неофициальная версия: перед вылетом был нарушен режим отдыха экипажа, в результате чего общее время бодрствования пилотов составило почти 24 часа. И вскоре после начала полета экипаж заснул.

07.12.1995, Хабаровский край, 98 погибших

Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского объединенного авиаотряда, совершавший рейс по маршруту Хабаровск — Южно-Сахалинск — Хабаровск — Улан-Удэ — Новосибирск, врезался в гору Бо-Джауса в 274 км от Хабаровска. Причиной катастрофы, предположительно, стала несимметричная перекачка топлива из баков. Командир судна по ошибке увеличил образовавшийся правый крен, и полет стал неуправляемым.

04.07.2001, Иркутск, 145 погибших

При заходе на посадку в аэропорту Иркутска авиалайнер внезапно свалился в плоский штопор и рухнул на землю. В процессе захода на посадку экипаж допустил падение скорости самолета ниже допустимой на 10-15 км/ч. Автопилот, включенный в режим поддержания высоты, с падением скорости увеличил угол тангажа, что привело к еще большей потере скорости. Обнаружив опасную ситуацию, экипаж добавил режим двигателям, отклонил штурвал влево и от себя, что привело к быстрому росту вертикальной скорости и увеличению крена влево. Потеряв пространственную ориентировку, пилот попытался вывести самолет из крена, но своими действиями лишь увеличил его. Государственная комиссия назвала причиной катастрофы ошибочные действия экипажа.

04.10.2001, Черное море, 78 погибших

Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс по маршруту Тель‑Авив — Новосибирск, но через 1 час 45 минут после взлета рухнул в Черное море. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове украинских военных учений. Министр обороны Украины Александр Кузьмук принес извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны.

24.08.2004, Каменск, 46 погибших

Самолет вылетел из Москвы и взял курс на Сочи. Во время полета над Ростовской областью в хвостовой части лайнера произошел сильный взрыв. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж всеми силами пытался удержать самолет в воздухе, но неуправляемый лайнер рухнул на землю в районе поселка Глубокого Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Взрыв в самолете устроила террористка-смертница. Сразу после терактов (в этот же день взорвался самолет Ту-134, выполнявший рейс Москва — Волгоград) ответственность за них взяла на себя террористическая организация «Бригады Исламбули». Но позднее Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он.

По словам Басаева, отправленные им террористки не взрывали самолеты, а только захватили их. Басаев утверждал, что самолеты были сбиты ракетами российской ПВО, так как руководство России опасалось, что самолеты будут направлены на какие-либо объекты в Москве или Санкт-Петербурге.

22.08.2006, Донецк, 170 погибших

Российский авиалайнер выполнял плановый пассажирский рейс из Анапы в Санкт‑Петербург, но над Донецкой областью столкнулся с сильной грозой. Экипаж запросил у диспетчера разрешение на более высокий эшелон полета, но затем авиалайнер потерял высоту, а через три минуты разбился близ поселка Сухая Балка в Константиновском районе Донецкой области.

«Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации) по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую» , — говорилось в итоговом заключении Межгосударственной авиационной комиссии.

10.04.2010, Смоленск, 96 погибших

Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава — Смоленск, но при заходе на посадку на аэродром Смоленск‑Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями , опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 96 человек, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти все высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они направлялись в Россию с частным визитом в качестве польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Расследованием Межгосударственного авиационного комитета было установлено, что все системы самолета до столкновения с землей работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чем экипаж был извещен. Причинами катастрофы были названы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.


Close