Происходят практически ежегодно с момента начала полетов данного типа самолетов. С 1973 по 2011 год было всего несколько годов, в течение которых не произошло бы ни одного происшествия, связанного с Ту-154.

Всего в авариях и катастрофах потеряно было 72 самолета Ту-154. Крупнейшая катастрофа Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.

Вообще, не смотря на то, что, по мнению некоторых пилотов, Ту-154 излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала, этот авиалайнер зарекомендовал себя как вполне надежный и безопасный самолет. Тем более, что авиакатастрофы Ту-154 далеко не всегда случаются по вине техники.

Конечно, проблемы у лайнера случаются, но чаще они происходят на самолетах, которые эксплуатируются сверх нормы и не получают соответствующего обслуживания. Кроме того, нередко к катастрофам приводят ошибки экипажа, диспетчеров, либо другие обстоятельства. Например, в 2011 году ошибочно был сбит ракетой украинских ПВО при учениях гражданский рейс, пролетавший над Черным морем…

Из последних катастроф стоит отметить польский Ту-154 , разбившийся под Смоленском в 2010 году. В том самолете находится президень Польши со своей женой, а также множество высокопоставленных чиновников. Все они погибли.

Но случаются и более благоприятные исходы. В 2010 же году самолет с отказавшими двигателями смог благополоучно приземлиться на заброшенном аэродроме в Ижме. Этот легендартный компании Алроса сохранил жизни 81 человеку.

В таблице ниже представлен краткий перечень всех авиакатастроф Ту-154, составленные сайтом Википедия .

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы/На борту Краткое описание
19.02.1973 85023 Прага 66/100 Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП.
03.1973 н.д. Киев 0/н.д. Разбился.
07.05.1973 85030 Внуково 0/6 Потерпел аварию при выполнении учебного полета.
10.07.1974 SU-AXB Каир 6/6 Потерпел катастрофу при выполнении учебного полета.
30.09.1975 HA-LCI Бейрут 60/60 Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при заходе на посадку.
01.06.1976 85102 Малабо 46/46 Врезался в гору при заходе на посадку.
1976 85020 Киев 0/н.д. Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации.
02.12.1977 LZ-BTN Бенгази 59/165 Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку.
23.03.1978 LZ-BTB у Дамаска 4/4 Потерпел катастрофу при заходе на посадку.
19.05.1978 85169 Максатиха 4/134 Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле.
18.02.1978 85087 Толмачево 0/н.д. Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж» .
01.03.1980 85103 Оренбург 0/161 Грубая посадка с деформацией фюзеляжа.
07.07.1980 85355 Алма-Ата 164/164 Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра.
07.08.1980 YP-TPH Мавритания 1/168 Ошибочная посадка на воду за 300 м до ВПП.
08.10.1980 85321 Чита 0/н.д. Грубая посадка.
13.06.1981 85029 Братск 0/н.д. При посадке выкатился с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му ряду.
20.09.1981 85448 Ташкент н.д. Сгорел при заправке.
16.11.1981 85480 Норильск 99/167 Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты.
21.10.1981 HA-LCF Прага 0/81 Грубая посадка из-за ошибки экипажа.
11.10.1984 85243 Омск 4+174/179 При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера.
23.12.1984 85338 Красноярск 110/110 Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем.
10.07.1985 85311 Учкудук 200/200 Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа.
1986 7O-ACN Аден н.д. Подробности неизвестны. В это время в стране шла гражданская война.
21.05.1986 85327 Домодедово 0/175 Получил остаточную деформацию конструкции в полете вследствие ошибочных действий экипажа. Самолет превращен в учебное пособие.
18.01.1988 85254 Красноводск 11/143 Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам.
08.03.1988 85413 Вещево 9/н. д. Взорван на земле террористами Овечкиными.
24.09.1988 85479 Алеппо 0/168 Сдвиг ветра, грубая посадка, самолет разломился на две части.
24.09.1988 85617 Норильск 0/н.д. Грубая посадка. Самолет превращен в учебное пособие.
13.01.1989 85067 Монровия 0/н.д. Взлет прерван из-за перегруза, выкат с ВПП.
09.02.1989 YR-TPJ Бухарест 5/5 Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя.
20.10.1990 85186 Кутаиси 0/171 Из-за перегруза при предельной передней центровке подломилась носовая стойка шасси.
17.11.1990 85664 Чехия 0/6 Перевозил сигареты из Швейцарии, в полете груз загорелся. Пилоты посадили самолет в поле, где он полностью сгорел.
23.05.1991 85097 Пулково 2+13/178 Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолет развалился.
14.09.1991 CU-T1227 Мехико 0/112
05.06.1992 LZ-BTD Варна 0/130 При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП.
18.06.1992 85282 Братск 1+0/0 Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала.
18.06.1992 85234 Братск 0/0 Сгорел при заправке вместе с бортом 85282.
20.07.1992 85222 Тбилиси 4+24/24 Потерпел катастрофу при взлете из-за перегруза.
01.08.1992 YA-TAP Кабул 0/0 Уничтожен на стоянке минометным огнем. До этого был подбит при заходе на посадку, но тогда повреждения были не очень значительными
05.09.1992 85269 Киев 0/147 Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка.
13.10.1992 85528 Владивосток 0/67
05.12.1992 85105 Ереван 0/154 При посадке выкатился за пределы ВПП.
19.01.1993 85533 Дели 0/165 Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП.
08.02.1993 EP-ITD у Тегерана 2+131/131 Столкнулся в воздухе с Су-22 ВВС Ирана.
22.09.1993 85163 Сухуми 108/132 Поврежден ракетой, выпущенной абхазскими силами при заходе на посадку в аэропорт г. Сухуми. Экипаж попытался произвести посадку, но в результате грубого столкновения с ВПП на борту начался пожар.
23.09.1993 85359 Сухуми 0/0 Попал под обстрел абхазских войск.
25.12.1993 85296 Грозный 0/172 Грубая посадка – подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года.
03.01.1994 85656 Иркутск 1+125/125 Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем.
06.06.1994 B-2610 Сиань 160/160 Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте.
21.01.1995 85455 Карачи 0/117 Не смог взлететь из-за перегруза, выкатился за пределы ВПП.
07.12.1995 85164 Хабаровск 98/98 Несимметричная перекачка топлива из баков; КВС по ошибке увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым .
29.08.1996 85621 Лонгйир 141/141 Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа.
13.09.1997 11+02 Намибия 24/24 Военный. Столкнулся в воздухе с C-141 ВВС США.
15.12.1997 85281 Шарджа 85/86 Посадка до ВПП. Ошибка экипажа.
29.08.1998 CU-T1264 Кито 10+70/91 Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
24.02.1999 B-2622 Жуйань 61/61 При снижении произошел отказ техники.
04.07.2000 HA-LCR Салоники 0/76 Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолетом на занятой ВПП.
03.07.2001 85845 Иркутск 145/145 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования.
04.10.2001 85693 Черное море 78/78 Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях.
12.02.2002 EP-MBS Хорремабад 119/119 Разбился при снижении.
20.02.2002 EP-LBX Мешхед 0/н.д. Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан.
01.07.2002 85816 Юберлинген 69/69 Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера.
24.08.2004 85556 Миллерово 46/46 Взорван в воздухе террористом-смертником.
22.08.2006 85185 Донецк 170/170 Ошибка командира воздушного судна: попытка облета грозового фронта сверху на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор».
01.09.2006 EP-MCF Мешхед 29/147 При посадке лопнула шина, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
30.06.2008 85667 Пулково 0/112 Пожар двигателя при взлете. Взлет прерван, машина списана.
08.05.2009 EP-MCR у Мешхеда 0/169 Попал в сильную турбулентность, поврежден градом. Списан.
15.07.2009 EP-CPG у Казвина 168/168 Разрушение двигателя на эшелоне. Потерял управление и разбился.
24.01.2010 85787 Мешхед 0/170 При грубой посадке у лайнера отвалился хвост, начался пожар.
10.04.2010 101 Смоленск 96/96 Потерпел катастрофу при пробном заходе на посадку в густом тумане. На борту был президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные лица.
04.12.2010 85744 Домодедово 2/163 Отказ двух двигателей после взлета из Внуково. При аварийной посадке в Домодедово выкатился за пределы ВПП и развалился на части.
01.01.2011 85588 Сургут 3/134 При подготовке к взлету на борту начался пожар: причины выясняются, наиболее вероятная – неисправность электрооборудования.

Генетическую экспертизу тел погибших в авиакатастрофе Ту-154 в районе Сочи проведут судмедэксперты Минобороны России. Об этом сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

«Принято решение о доставке всех погибших в авиакатастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России в Москву для опознания и проведения генетической экспертизы специалистами 111-го главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России», — заявил Конашенков на брифинге.

Утром 25 декабря появились сведения о том, что летевший из Сочи на авиабазу Хмеймим самолёт Минобороны России Ту-154 пропал с радаров.

Перед крушением в Ту-154 случилось что-то экстремальное, — эксперт

Падению Ту-154 в Чёрное море сразу после взлёта из аэропорта Адлер могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту, которая не позволила экипажу передать сигнал бедствия на землю, считает бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев.

«После взлёта и короткого полёта — две минуты — самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, это может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация — или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было», — считает Андреев, проработавший в авиации 47 лет.

Он добавляет, что «Ту-154 очень надёжная машина, и чудес не бывает, просто так они не падают».

«В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трёх двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу», — добавляет эксперт.

«Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются — разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полёта — совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю», — добавил Андреев.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики — такие ситуации возможны при захвате судна», — добавил он.

Эксперт уточнил, что данные самописного переговорного устройства (СПУ) «с точностью до 99,99% смогут объяснить, что происходило в кабине в момент катастрофы».

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, который направлялся в Сирию, потерпел крушение в Черном море в воскресенье утром.

По данным военного ведомства, на борту находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военных, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, двое федеральных госслужащих.

Версия теракта на самолете Ту-154 практически исключена — источник

Большой разлет обломков разбившегося под Сочи Ту-154 объясняется гидроударом, сообщил «Интерфаксу» источник в экстренных службах.

«По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — сказал источник.

В свою очередь источник в силовых структурах сообщил «Интерфаксу», что теракт среди основных версий катастрофы не рассматривается и такая версия практически исключена.

«Самолет вылетел с аэродрома «Чкаловский», который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным. В свою очередь аэропорт в Сочи является аэропортом двойного назначения и охраняется в усиленном режиме. Проникновение посторонних лиц, либо пронос кем-либо из сотрудников несанкционированных предметов исключен», — сказал источник.

Конашенков: В поисках самолета задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты

Брифинг официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова по ситуации с крушением самолета ТУ-154 в районе Сочи по состоянию на 15:00:

«По уточненным данным в настоящее время на борт спасательного судна подняты 10 тел погибших.

Продолжается наращивание группировки поисково-спасательных сил в районе авиакатастрофы самолета Минобороны Ту-154.

Сформирован район поиска площадью 10,5 км2.

Район разбит на секторы и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника.

В поисках задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.

В ближайшее время в район авиакатастрофы с других флотов дополнительно будут доставлены более 100 водолазов-глубоководников со специальным оборудованием.

Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимает участие более 3 тыс. чел.

На аэродроме «Адлер» дежурят группы оказания медицинской и психологической помощи, выделен автотранспорт для перевозки родственников к местам временного размещения на фондах санаторно-курортных учреждений города».

Президент России Владимир Путин сказал, что крушение Ту-154 будет тщательно расследовано.

«Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших», — сказал он во время экстренной пресс-конференции.

О вероятности теракта

На тему вероятности теракта.

Майор ВВС, летчик инструктор Сергей Красноперов:

— Что могло послужить причиной катастрофы этого лайнера, как вы считаете?

— Об этом скажет только "черный ящик", который поднимут с этого лайнера. Но, как вы говорите, версии — ошибка пилота и отказ техники — это реальные причины, как всегда бывает в таких случаях. Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара.

— Сейчас уточнили, что это произошло на седьмой минуте, при наборе высоты или при развороте, по всей видимости, над Черным морем.

— Это значит то, что двигатели работали исправно, топливо было нормальное. Если бы это случилось на взлете, причиной могло быть топливо. Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени.

— Вы имеете в виду версию теракта?

— Конечно. Что очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Я на них сам летал как пассажир очень часто.

— Почему неисправность самолета вы не рассматриваете? Ведь Ту-154 — самолет далеко не новый.

— Да, но они очень надежные. Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы, вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.

— Изначально сообщали, что он просто пропал сигнал с экранов радаров, но при этом самолет не подавал никаких сигналов бедствия.

— Это говорит о том, что самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м. Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала. То есть самолет мог спланировать и сесть на воду. Недавно был случай с Ту-154, когда спасли людей, 37 человек. Летчики тогда смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране, и они спасли практически всех людей.
В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.

— Разлет осколков при такой скорости, а скорость у него в наборе порядка 600-700 км/ч, уже там он идет свыше, на таком расстоянии вполне может быть. Но если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе.

Президент ассоциации ветеранов "Альфы" Сергей Гончаров.

- С большой долей вероятности могу утверждать, что это не теракт, по нескольким причинам, – говорит президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. – Первое. Это самолет, который обслуживает Министерство обороны, и, поверьте, дисциплина в Министерстве обороны до сих пор довольно серьезная, и люди, которые обслуживают данные рейсы, они люди проверенные, естественно, имеют все формы допуска, для того чтобы заниматься этой работой.
Второе. На этом самолете летели люди, наши товарищи, которые практически знали все друг друга, и посторонних людей, как я понимаю, никто в этот самолет не подсаживал. И багаж, который там был, естественно, подвергался проверке именно тех людей, которые летели в этом самолете.
Третье. Самолет, как я понимаю, не так долго был в воздухе, акватория морская дает возможности, если бы это был взрыв или какая-то вспышка, то, наверное, появились бы очевидцы, которые могли это видеть или, по крайней мере, могли это зафиксировать. И последнее. Обломки самолета уже обнаружены, значит, они не так далеко разлетелись друг от друга, как бывает при каких-то…
- Полтора километра для моря это расстояние, как вы понимаете, совершенно небольшое. Вот это всё дает мне основания говорить, что надо склоняться, как я понимаю, к версиям или ошибка пилотов, или та заправка, которая проходила, не соответствующая каким-то критериям. В любом случае надо выразить соболезнования всем погибшим. К сожалению, эта трагедия омрачила наши предпраздничные дни. Но в любом случае, я считаю, сейчас Министерство обороны тщательно разберется и поставит точки над i. Единственное, что меня смущает, почему экипаж не смог дать никакой информации диспетчерам. Вот это факт, на который я пока ответить не могу, думаю, ответит следствие.

Сергей Алексеевич, наверняка были в трагической мировой практике похожие события. И почему экипаж, если попытаться сейчас понять на аналогиях на параллелях, не мог сделать самое первое, что, наверное, делает каждый пилот, если понимает, что ситуация выходит за рамки обычной штатной, – подать сигнал бедствия? На примере других ситуаций можете объяснить, как могли развиваться события, почему это могло произойти?

- Если мы говорим с вами о террористическом акте, то при взрыве на борту самолета или в багажном отделении сразу пропадает система связи, и чисто технически командир корабля не может дать диспетчеру никакой информации. По всей видимости, если здесь произошло какое-то техническое замыкание, какая-нибудь техническая проблема, которая не позволила связаться экипажу с диспетчерами (я еще раз повторяю, это проблема, с которой будут разбираться после того, как поднимут обломки)… Если бы это был теракт, на сегодняшний момент в любом случае были бы косвенные данные о том, что произошло в самолете, в частности, вспышка, взрыв или по, по крайней мере, мы бы имели какие-то новые, хоть субъективные или косвенные, намеки на то, что самолет взорвали или он потерпел крушение в воздухе при помощи взрыва.

Из официальных источников:

"Предварительно, во время набора высоты экипаж столкнулся с технической неисправностью критического характера, которая привела к катастрофе", – сказал источник "Интерфакса" в экстренных службах.
Как заявил источник Pravda.ru в оперативном штабе, «пока по предварительным данным ситуация следующая. Пилот и экипаж, а в случае Ту-154 он увеличенный, были профессиональными, у них не было летных происшествий – все практически уверены, что это не человеческий фактор. Капитан профи, штурман участвовал в посадке "кувыркающегося" Ту-154.
Это не теракт тоже с вероятностью близкой к единице – самолет обслуживается, контролируется в специальной зоне, контроль в аэропорту Сочи жесткий еще со времени Олимпиады. Погодные условия, скажем так, не самые лучшие, вчера закрывали Симферополь по погоде и Сочи был запасным, но они все же были летными. Если, конечно, лайнер не попал в случайно образовавшийся внезапный смерч. Или в стаю птиц, которая "заткнула" все двигатели одновременно на взлете, в момент полной тяги – там же орнитопарк рядом.Вероятнее всего техническая неисправность, причем настолько мгновенная и критическая, типа переключения стабилизатора на пикирование в Ростове, что экипаж не успел ее ни отработать, ни сообщить. Потому, что даже отказ двух двигателей на Ту-154 не убивает, экипаж так или иначе посадил бы лайнер на воду.

И глупо, когда говорят про старый самолет, про "его же уже запретили". Его не запретили, а вывели из использования коммерческими авиакомпаниями, потому что он потребляет ну очень много топлива, по шуму превышает нормы, и действительно его внутренняя обстановка не сравнится с "Боингом" или "Аэробусом". У самолета нет "старости", у него есть летная годность – он либо годен летать, либо нет. В США вон "Дугласы" 50-60 годов летают. Я скажу больше, "черные ящики" – параметрические самописцы уже лоцированы, их будут поднимать специалисты с батискафами. Все обломки и тела, естественно, тоже будут подняты – 70 метров сейчас уже доступная глубин». То, что случилось – несомненной трагедия. В причинах разберутся, поскольку следствие взято под самый плотный контроль на самом высоком уровне. Дополнительную информацию дадут и расшифровки черных ящиков. Сейчас уже начали поднимать тела погибших. По сообщению ТАСС, к полудню, было обнаружено и поднято четыре тела.

В Сочи создан и работает оперативный штаб по приёму родственников погибших пассажиров самолёта. В аэропорту Сочи дежурят бригад психолого-психиатрической помощи. Мэр города провел экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. "Корреспондент «Коммерсанта» в Краснодарском крае передает, что местные жители в момент катастрофы не видели вспышки и не слышали взрыва",- отмечает пресса.
Также источники Politonline.ru в ФСБ России объяснили, зачем проводится проверка всех подходивших к лайнеру, обслуживавших его и занимавшихся технической подготовкой. "Версия теракта не является приоритетной, но она также должна быть отработана. Да, ФСБ проверяет всех, контактировавших с погибшим бортом, отсматриваются записи, проводятся опросы – для исключения версии, а не потому, что это "тайно расследуют".

Летчик-испытатель, Герой РФ, Анатолий Кнышов:

- Ту-154 это вполне надежный самолет, который эксплуатируется не только в Министерстве обороны, но и в гражданской авиации. Он зарекомендовал себя своей надежностью, комфортабельностью. То, что на этом борту находились военные специалисты, говорит о том, что самолет был в полной готовности. Потому что перед каждым вылетом проходит проверка - данный тип самолета, у него есть определенный допуск, сертификация летной годности.
То, что произошло… В авиации все может быть, но после взлета, когда двигатели работают на взлетном режиме и у экипажа нет никакой информации о каких-то неисправностях отдельных систем или двигателей, в противном случае, если такая информация была бы, летчик по инструкции развернулся бы, произвел посадку на аэродроме вылета. В данной ситуации можно говорить о том, что, видимо, что-то все-таки на борту было. Потому что просто так самолеты не падают, аварийно не садятся. Но почему экипаж не сообщил информацию о том, что с ним произошло, это тоже вопрос.

- Какие есть варианты полного выхода из строя систем на борту?

- Один из вариантов - это отказ трех двигателей. Но в любом случае экипаж информирует диспетчерскую службу, информирует Министерство обороны о той или иной причине. В данной ситуации, на мой взгляд, резкая потеря связи, резкая разгерметизация самолета привела к тому, что экипаж не смог, не успел сообщить о той причине, которая у них на борту произошла.

Анатолий Николаевич, сейчас, когда говорят о том, что борт был на дозаправке в Сочи, могло ли некачественное топливо стать причиной ЧП? Или сейчас это скорее исключение из правил?

- Когда происходит дозаправка в любом аэропорту, как на территории РФ, так и за рубежом, экипаж и бригада, которая обслуживает (а я думаю, на этом борту обязательно техническая бригада, которая обслуживает данный тип самолета), они обязательно проверяют по паспорту тип топлива, его характеристики и снимают даже перед заправкой так называемые пробы топлива. Поэтому говорить о том, что это является причиной некачественного топлива, я пока не могу, только комиссия может определить, они обязательно на месте падения самолета возьмут пробы (остатки топлива в любом случае где-то будут находиться). Они смогут узнать и качество топлива, и состояние систем, и готовность экипажа. Потому что в любом случае, если бы было некачественное топливо, невозможен был одновременно отказ трех двигателей, который мог привести к такой катастрофе. Причина взрывного характера. Там есть звуковая сигнализация, световая сигнализация, которая предупреждает экипаж о той или иной неисправности. Вот это предупреждение не сработало. Потому что предупреждение работает для экипажа, выдает информацию с той целью, чтобы экипаж грамотно и правильно выполнял те рекомендации, то, что они отработали уже в наземных условиях. Грустно, что это происходит с нашими коллегами, именно из Министерства обороны, именно с теми, кто направлялся туда, в горячую точку, где могли бы поддержать наших военнослужащих перед Новым годом. Это трагедия, которую мы все будем переживать.

Сейчас поиски ведутся. В том числе появилась информация, что поиски самолета в акватории Черного моря ведут 7 морских судов, к поискам подключился вертолет Ми-8 из аэропорта Сочи. Но ведь была информация, что возможная точка, где самолет потерпел катастрофу, это в горах. Можете объяснить, почему сейчас такая противоречивая информация приходит?

- Любой самолет, который вылетает, за ним следят диспетчерские службы, локаторы и помогают экипажу правильно выстроить траекторию выхода на маршрут. Если они куда-то уклоняются, диспетчер говорит: вы уклоняетесь. Потому что на этой воздушной трассе находится, возможно, несколько типов самолетов - на встречном направлении, на попутном направлении. И диспетчерская служба контролирует и отвечает в какой-то степени за безопасность нахождения на этой трассе. Но если даже диспетчерская служба, локаторы не смогли заметить, где находится метка от этого типа самолета… Потому что у каждого диспетчера на экране высвечивается тип самолета и его позывной. И вот при пропадании этой метки сразу же дается команда поисковой службе (в данном случае это вертолеты, которые производят сейчас поиск в районе возможного пропадания метки). А ситуация в горах может быть такая, что они опустились ниже зоны обнаружения.

- А с чем это может быть связано такое поведение экипажа?

- Это мог быть взрывной характер самого самолета, то есть мог произойти взрыв, и никто не смог сообщить - ни корреспонденты, которые там находились, ни сам экипаж. Ничего другого я не могу здесь предположить.

PS. Погиб практически весь хор ансамбля Александрова


Погибший директор департамента культуры МО РФ.


Елизавета Глинка. Она так же находилась на борту разбившегося самолета.


Погибшие журналисты.

PS2. Относительно радующихся уродов из Украины и России, то по этому поводу можно отметить, что в такие моменты хорошо проявляется разница между людьми и моральными уродами.

Алексей Пушков: Погибшие в катастрофе — герои войны с террором

Председатель Комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Алексей Пушков прокомментировал авиакатастрофу в Сочи.

«Погибшие в катастрофе летели в Сирию поддержать наших военных. Все они — герои войны с террором. Их полет, их порыв был прерван. Их дух жив», — написал он.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Сочи после взлета самолет Ту-154 исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда», музыканты ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Президент России Владимир Путин объявил в стране общенациональный траур в связи с крушением российского самолета в Черном море.

Об этом он заявил во время экстренной пресс-конференции.

«Завтра в России будет объявлен общенациональный траур», —заявил Путин.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Сочи после взлета самолета Ту-154 он исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда», музыканты ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Депутат Госдумы РФ, певец, Иосиф Кобзон должен был лететь на разбившемся над Черным морем самолете Ту-154 Миноборны РФ в Сирию. Об этом 25 декабря сообщает ТАСС со ссылкой на народного артиста.

«14 числа у нас был концерт с ними в Колонном зале, и Валерий Халилов (руководитель ансамбля им. Александрова - прим.) просил меня с ними полететь, но я сказал, что у меня медицинская виза и я должен лететь на лечение, тем более, что я вместе с ними и с Халиловым побывал в Сирии один раз. Поэтому я сказал – в следующий раз как-нибудь. Но видите, как следующий раз обернулся»

Сказал Кобзон.

Он заверил, что, если ему предложат, он будет готов вновь выступить для российских военнослужащих в Сирии.

«Я искренне сожалею, для меня это просто шоковое известие. Это большая трагедия для культуры, для армейской аудитории. Они летели на боевое задание»

Российский телеканал опубликовал первое видео обломков разбившегося Ту-154

Российский телеканал Лайф показал первые кадры с места крушения самолёта Минобороны РФ, который упал в акваторию Чёрного моря. На присланных кадрах видны обломки военного борта Ту-154, находящиеся в воде.

СМИ опубликовали видео спасательной операции в районе падения Ту-154

Появилось первое видео спасательной операции в районе крушения самолёта Минобороны Ту-154.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Адлера после взлета самолета Ту-154 он исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда» и 68 музыкантов ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря.

В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 т топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем.

В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму. В его баках было 35,6 т топлива.

По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 т составил около 110 т.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/с вместо обычных 12-15 м/с.

Через 2 секунды после взлета командир экипажа потянул на себя штурвал, задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-12 градусов. Для управляющего перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку закрылков экипаж начал на высоте 150 м и на скорости 345 км/ч. С учетом значительного превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало производить на более высокой скорости.

Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет с массой, а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она меньше). Поэтому при определенном весе скорость может оказаться такой, что до уборки закрылков она будет больше скорости сваливания, а после — меньше.

На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй пилот, по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.

Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное движение — отдал штурвальную колонку от себя и затем вдруг снова взял ее на себя, потеряв в маневре и без того небольшую высоту.

Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система, сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков составлял 5-7 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет свалился в крен 30 градусов.

В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает внимания. «Мы падаем!» — кричит второй пилот.

Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов. При этом продолжался разгон самолета до 500 км/ч. Скорость возрастала, крен увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154 практически не было.

Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с водной поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его обломки разбросало на большой площади.

В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.

До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха — 5 градусов выше нуля, влажность — 76%, давление — 763 мм рт. ст., боковой ветер — 5 м/с. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной полосы в Адлере всего за два месяца до катастрофы — 1 октября 2016 года.

Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/ч. Со скороподъемностью 12-15 м/с экипаж приступил к набору высоты. На высоте 450 м был осуществлен доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-14 секунд были убраны закрылки, до этого стоявшие во взлетном положении — 28 градусов.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно — и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском.

Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу.

Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 т, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако не хватило высоты.

Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том, что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.

На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, и «Звезды». Всего погибли 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа.

Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сирию. По пути лайнер приземлился в Адлере для дозаправки, а вскоре после взлета упал в море. Когда борт пропал с экранов радаров, в Москве была половина шестого утра.

Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался всего около двух минут. Он не успел даже набрать высоту. Ночью военный борт вылетел из подмосковного Чкаловского. В аэропорту Сочи была промежуточная остановка – для дозаправки. Около половины шестого утра он поднялся в воздух, чтобы взять курс на Сирию.

«В 5:25 при выполнении планового перелета с аэродрома Адлер после взлета в 5:27 пропала отметка с радаров самолета Ту-154 Минобороны. По уточненной информации, на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира», - сообщил Игорь Конашенков.

Первое время источники сообщали, что самолет разбился в горах, однако вскоре стало известно, что он упал в море. А затем первые результаты дала поисковая операция. В воде спасатели обнаружили обломки лайнера и вещи пассажиров. А после и сам самолет – в полутора километрах от берега на глубине около 70 метров. Военные и спасатели почти сразу признали: никто из находившихся на борту не выжил. При таком крушении у людей практически не было шансов. Сейчас район катастрофы тщательно прочесывают корабли и вертолеты. В поисках задействованы более трех тысяч человек. К этому моменту уже найдены тела десяти погибших.

«Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километров. Район разбит на сектора и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках задействовано 27 кораблей и судов. 37 водолазов, 4 вертолета, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты», - сообщил начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игорь Конашенков.

На видеокадрах, судя по всему, тот самый разбившийся в Черном море самолет, с бортовым номером 85572. Выпущен в 1983 году. Общий налет - семь тысяч часов. Последний ремонт прошел в 2014-м. В сентябре этого года – плановое техническое обслуживание. За штурвалом был опытный пилот Роман Волков, военный летчик первого класса.

«Для расследования авиакатастрофы создана оперативно следственная группа. Так же к месту крушения самолета по поручению председателя выдвинулась группа следователей и криминалистов центрального аппарата СК России», - сообщила и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Известно, что погода в Сочи утром была хорошей, и едва ли катастрофа могла произойти из-за неблагоприятных метеоусловий. В качестве возможных причин называют ошибку пилотирования и критическую неисправность на борту. Причем последняя версия сейчас считается основной.


Close