June 26th, 2012

На сегодняшний день нет более экологичного, бесшумного и удобного вида городского транспорта, чем трамвай. Трамвайные линии и бегущие по ним вагончики трамваев украсят и добавят атмосферы любому городу. В трамвай я влюблен еще с бессознательного возраста. Когда в конце 80-х мы с родителями жили в Шверине, прямо под окном нашего балкона проходила трамвайная линия по которой бегали красные чешские "Татры", распространенные в странах социалистического лагеря. Родители рассказывали, что я при их виде приходил в дикий восторг и оживление, показывал на трамвайчики пальцем и кричал: "вазя!"

Мне повезло жить в городе, в котором трамваи являются неотъемлемой частью городского пейзажа и сегодня я расскажу об истории трамваев Дрездена а также покажу фотографии с посещения дрезденского трамвайного музея.


История трамваев Дрездена берет свое начало 26 сентября 1872 года, когда в Дрездене была открыта первая конно-железная городская дорога, соединившая одну из площадей в центре города Pirnaischen Platz с зажиточным районом города Blasewitz. В ближайшие годы линия была расширена и 6 июля 1893 года в Дрездене был запущен первый электрический трамвай. Электрифицирована была часть линии от центральной площади Schloßplatz до района Blasewitz. Полная электрификация всех построенных на то время линий заняла почти 10 лет. Первые трамваи строились по образу вагончиков конно-железной дороги, а те в свою очередь использовались как прицепные вагоны к трамваям.

Двухэтажный вагончик дрезденской конно-железной дороги 1872г. (фото: http://www.deutschefotothek.de)

Построенный в 1895 году в Кёльне трамвай на конечной станции Schillerplatz в районе Blasewitz 1900г. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

Вернемся в дрезденский музей трамваев и начнем обзор с самого старого экземпляра коллекции.

309-тый был построен в 1902 году в Дрездене где и эксплуатировался включительно по 1965 год. Всего было построено 11 машин этой серии. Но из-за короткого рессорного хода подвески эти трамваи обладали жестким и неравномерным ходом, что существенно сужало их потребительские качества. Из-за чего большинство трамваев этой серии были переделаны в спецвагоны для эксплуатации в трамвайном хозяйстве или преждевременно распилены на металлолом.

Этот трамвай состоит из двух частей: моторного вагона и прицепного вагона, они отличаются также компоновкой салона.

Пульт управления трамваем:

Салон моторного вагона с продольным расположением скамеек:

Весь салон полностью деревянный и очень уютный:

Интерьер прицепного вагона, здесь уже более привычная для современных трамваев компоновка салона:

В первые десятилетия 20-го века в Дрездене активно развивается трамвайная сеть. Все больше районов города соединяются с центром трамвайным сообщением. Трамвай становится доминантным видом общественного транспорта в Дрездене.

В 1931-м году дрезденское трамвайное предприятие получает новые, на то время самые современные трамваи которые благодаря своим многочисленным техническим новшествам открыли новую эпоху в трамваестроении. Они получили имя "Щука" за характерную обтекаемую форму сильно зауженную по краям, которая придавала трамваю сходство с одноименной рыбой и помогала проще разминаться со встречным движением на поворотах.

"Щука" на мосту Augustusbrücke 1937 год. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG )

"Щука" во многом была революционным трамваем. Впервые водитель трамвая получил сидячее место. До этого водители вынуждены работать стоя. Пассажирский салон укомплектовывался сиденьями обтянутыми кожей, а не деревянными лавочками, как это было прежде. Трамвай предоставлял на то время совершенно новый уровень комфорта для пассажиров. Это было время массового распространения автомобилей и чтобы выдерживать конкуренцию с автомобилем трамвай должен был не уступать ему по уровню комфорта.

"Щуке" принадлежит установленный мировой рекорд скорости среди трамваев. Во время тестового заезда трамвай разогнался до 98 км/час. Последняя "Щука" эксплуатировалась на линии №1 до 1972 года.

После бомбардировок Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года 75% контактной сети было уничтожено. Также значительная часть путей была разрушена. Трамвайное сообщение в городе было возобновлено 12 мая 1945 года. Но из-за сильно поврежденного бомбардировками центра города восстановить трамвайные линии в центре удалось лишь к концу лета 1945-го. Часть трамвайных путей на окраинах города были разобраны на материалы для восстановления центральных трамвайных линий. Трамвайный парк понес также сильные потери, так 8 "Щук" были полностью уничтожены. Из-за нехватки средств в послевоенное время на новые трамваи перевозки на линии осуществлялись по большей части уцелевшими трамваями 1910-1930-хх годов выпуска.

Трамвайное сообщение на улицах разрушенного старого города, 1949 год. (фото: федеральный архив)

Трамвай фирмы MAN 1925 года выпуска на заново отстроенных центральных улицах, 1958 год. (фото: федеральный архив)

В 50-х годах город начал закупать новые более современные трамваи. Так в 1956 году в эксплуатацию были введены новые ГДР-овские трамваи Gotha ET 54 и ET 57, построенные на вагоностроительной фабрике города Готта. В последующие годы город закупал различные модели трамваев вагоностроительной фабрики Готта, которые к началу 60-х составляли основной парк дрезденского трамвайного предприятия.

"Щука" слева и Gotha ET 54 в правой части снимка:

Место водителя Gotha ET 54

В 1964 году в Дрездене в течении нескольких лет проходят испытания чехословацкого Трамвая Татра Т3. Дрезден стал своего рода тестовым полигоном для обкатки этих трамваев с целью определить пригодность этой модели к эксплуатации на восточно-германских трамвайных линиях. Из-за ширины этих трамваев 2,5 метра их применение было возможным лишь на отдельных участках, так как трамвайные линии восточной Германии были рассчитаны на меньшую ширину вагонов. В 1967 году в Дрезден для дальнейших испытаний поставляется прототип трамвая Тatra Т4D (специально разработанная модификация трамвая Тatra Т3 для восточной Германии с шириной 2,2 метра.) После успешных испытаний в 1968 году трамвайный парк Дрездена начинает пополняться новыми современными Tatra T4D, а позже эти трамваи закупают и другие крупные города ГДР такие как Лейпциг, Магдебург, Халле и Шверин.

Tatra T3 и его модификации стал самым массово производимым трамваем в мире и поставлялся во многие страны соц. лагеря. Всего с 1960 по 1989 год был выпущен 13 991 трамвай.

Некоторые Татры прошедшие модернизацию в 90-х годах до сих пор можно увидеть не улицах Дрездена. Это так называемые студенческие шаттлы (Studentenshuttle) - они осуществляют перевозки только по будням в периоды занятий в университетах города с интервалом примерно раз в два часа.

Первый прототип Татра Т4 1967-го года во дворе музейного депо.

Именно эта модель трамвая впечатлила мое детское воображение в конце 80-х в Шверине. Я до сих пор считаю этот трамвай одним из самых красивых представителей этого вида транспорта.

Татры 4D на улицах социалистического Дрездена. 1982 год. (фото: федеральный архив)

В 1986 году в Дрездене начались испытания прототипа новой чехословацкой модели Tatra T6A2D. И хотя в 1989 году в Дрезден был поставлен еще один трамвай этой модели, но в связи с изменениями в обществе переход на этот тип трамвая в Дрездене так и не состоялся. Один экземпляр Tatra T6A2D был в 1990 году переделан для экскурсий по городу и в 2000 году был передан дрезденскому музею трамваев.

Tatra T6A2D во дворе музейного депо.

После объединения Германии дрезденский трамвайный парк, состоящий на то время преимущественно из чехословацких Татр Т4D, был существенно модернизирован и перекрашен в цвета городского флага - сочетания черного с желтым. В модернизированные Татры были установлены электронные информационные табло и мягкие сидения, были улучшены системы вентиляции и отопления. Также было установлено новое электронное управление трамваями на основе тиристоров.

С 1995 по 1998 год Дрезден закупает 60 современных немецких низкопольных многосекционных трамваев NGT6DD. А с 2003 по 2010 год дрезденское транспортное предприятие приобретает еще 43 новейших 45-метровых низкопольных трамваев NGT D12DDС. Все трамвайные перевозки на сегодняшний день осуществляются в Дрездене парком из 166 современных низкопольных трамваев. Модернизированные Татры Т4D курсируют только на так называемой "студенческой линии Е3", во время больших футбольных матчей и прочих крупных городских мероприятиях в качестве дополнительных трамваев.

Современный дрезденский трамвайный парк:

Краткую историю дрезденского трамвая я рассказал. Теперь пару слов о самом музее. Он располагается на территории действующего трамвайного депо и занимает довольно обширную территорию с несколькими залами:

В музее есть небольшая закусочная где можно перекусить в перерыве между осмотром экспонатов:

Помимо непосредственно самих трамваев в музее представлены множество других экспонатов от табличек, указателей, вывесок, фонарей...

...проездных документов...

...униформы персонала...

...миниатюрных моделей дрезденских трамваев разных временных эпох...

и небольших миниатюрных инсталляций:

Компьютеризированное рабочее место работника транспортного предприятия в середине 80-х годов:

И конечно же трамваи. Много трамваев:

В отдельном павильоне собраны исторические автомобили и автобусы дрезденского транспортного предприятия. В основной своей массе это машины периода ГДР:

Я посетил музей трамваев в день открытых дверей и поэтому автобусы, которые должны были тоже находиться в автомобильном павильоне, были на выезде - катали посетителей музея. Также в этот день была возможность прокатиться по городу на одном из трех музейных трамваев. Две Татры, фотографии которых я привел выше, для меня особого интереса не представляли, а вот в удовольствии прокатиться на трамвае фирмы MAN 1913 года выпуска я не мог себе отказать.

Место водителя и пульт управления трамваем:

Поехали...

По дороге часто пересекались с другими курсирующими музейными трамваями...

... и автобусами.

Кондуктор:

Трамвай совершив кружок по старому городу вернулся обратно к депо:

и пошел на новый заход:

и напоследок парочку фотографий из трамвайного парка:

При подготовке статьи были использованы следующие источники.

Если нашему человеку кто-нибудь сказал бы сегодня, что-то типа "хочешь доехать быстро и без проблем? Садись в трамвай.", то он бы конечно же в это не поверил. На трамвае и быстро? Не, не слыхал. Он же тормозит на каждом светофоре, а еще всякие чудаки (читай "мудаки") на своих клячах на пути выезжают, занимают их для левого поворота и хрен им что сделаешь...

Автор этих строк в 2009-м году чтобы успеть на праздничный фуршет, проходивший в Горном Институте в Петербурге , ехал на трамвае две остановки ровно 50 минут ! К началу праздника я так и не успел, а впечатление о питерском трамвае осталось неизгладимое - больше я им не пользовался.

Увы, но такова правда нашей сегодняшней трамвайной жизни:(
Но есть и такие города в Европе, где трамвай находится в большом почете, его все уважают, ему все уступают и им все пользуются! Речь идет о немецком Дрездене

Под катом пара слов о дрезденском трамвае...


Для начала о схеме трамвайных путей. Продумана она с немецкой четкостью и логичностью, и остается только диву даваться, насколько продуман каждый поворот, каждая остановка...

во всем городе не сыщешь улицы, которая была бы отрезана хоть от одной магистрали, всегда в пределах десяти минут пешего хода есть остановка. Чтобы в этом убедиться, достаточно поглядеть на густую схему трамвайных путей (желтые линии), пронизывающих весь город


Говорят что при создании данной схемы применялись какие-то хитрые формулы, мол существует некая “волна”, временная волна, “поймав” которую, можно проехать из одного конца города в другой не ожидая транспорта ни минуты. Все будет подходить друг за другом - не важно, трамвай или автобус.

До недавнего времени по городу курсировали старые чешские Татры, а несколько лет назад их заменили новые трамваи немецкого производства. Собирают их, кстати, недалеко от Дрездена

Над Эльбой...

Вот что меня удивило больше всего в дрезденском трамвае, так это уважение к нему со стороны местных властей. У нас до такого на вряд ли додумаются. А именно:
- занимать трамвайные пути более чем на 5 минут ни в коем случае нельзя, в противном случае тебя ожидает немалых размеров штраф. Даже если случилось ДТП, будь любезен - вытолкни свою машину с путей и не доставляй неудобств другим:)
- на рабочем пульте трамвая установлена специальная кнопка, с помощью которой водитель может делать все светофоры по пути своего следования зелеными и таким образом наверстывать возможные отставания от графика.

Вот уж действительно - забота о людях! За это гражданам-немцам большое уважение от меня!

Есть в Дрездене еще один особенный вид транспорта - грузовой трамвай! Вживую я его не видел, но Википедия показывает его таким

В следующий раз, будучи в Дрездене, обязательно разыщу такой пепелац:)

О прочих особенностях местного трамвая я писать, пожалуй, не стану. В сети предостаточно информации о том где и как купить билеты на проезд, о тарифных зонах, о расписания и интервалах движения... Теперь просто фотографии дрезденского трамвая на фоне городских достопримечательностей

Тропинка была перегорожена металлической сеткой по непонятной для нас причине - скорее всего из-за погодных условий. Вскоре к нам присоединилась молодая пара - парень и девушка также были огорчены невозможностью продолжить движение. Молодой человек каким-то образом смог протиснуться в узкую щель между двумя металлическими заграждениями и пошёл дальше на разведку - мы же не стали дожидаться результатов его поиска и развернулись обратно.

В принципе, сама по себе прогулка по лесу доставляет много удовольствия. Отойдя в сторону с тропинки, я обнаружил черничник - на кустах отсутствовали ягоды, но не было сомнения, что в этом году здесь был хороший урожай. Природа очень сильно напомнила мне Нижегородскую область России - сосновый лес, чистый свежий воздух, грибы-ягоды. На секунду задумавшись, можно забыть, что находишься в Германии, а не на Родине.


Путь обратно занял ещё минут 30, почти дойдя до курорта Ратен, сворачиваем налево и вскоре обнаруживаем Amselsee. Это озеро спряталось между скальных пород в глубине леса и было создано искусственно в 20 веке путём постройки дамбы. Сейчас вода выливается через небольшое отверстие диаметром 50 сантиметров, а на случай резкого повышения уровня в озере есть специальные механизмы сброса.

Все желающие могут напрокат взять лодку или катамаран, получасовая аренда стоит 3 € и 4.5 € соответственно. Мы арендовали обычную лодку и не спеша направились к центру озера, Ире очень понравилось управляться с вёслами, поэтому я перебрался на корму и фотографировал соседние суда, уточек и природу. Полчаса пролетели незаметно и вот мы уже пришвартовались к причалу, поблагодарили работника проката за помощь (он удерживал лодку, пока мы из неё выбирались на берег) и отправились к парому. По пути мы заметили небольшие искусственные водоёмы, в которых, как оказалось, разводят форель. Тут же неподалёку находятся кафе, в которых по вашему желанию только что пойманную рыбу поджарят, сварят или приготовят иным способом. В туристические сезон в кафе практически нет свободных мест, мы здесь обедать не планировали, поэтому прошли мимо заведений.


Невозможно описать, насколько красивы и уютны маленькие немецкие деревеньки, такие как курорт Ратен. Многие дома с характерными крышами оранжевого цвета утопают в цветах и зелени. Повсеместно устроены палисадники, на окнах стоят горшки с растениям, везде маленькие фигурки гномов и других сказочных персонажей. Люди живут спокойно и размерено, никуда не торопятся.

А вот нам пришлось поторопиться: паром очень быстро заполнился людьми и последние несколько человек не смогли на него попасть: работник переправы прям у них перед носом закрыл проход канатом. А мы уже через пару минут оказались на другом берегу и отправились на железнодорожную станцию. Так как время было примерно 16 часов, мы решили посетить ещё один населённый пункт - Бад Шандау (Bad Schandau). Следующая за ним станция - Шёна (Schöna) является конечной остановкой электрички S1, дальше начинается Чехия. В Чехию мы в этот день не собирались, а вышли на станции Бад Шандау.

В Интернете я узнал, что где-то здесь находится единственный в мире “лесной трамвай”. Электрифицированные пути проложены вдоль речушки Kirnitzsch, посреди леса. Поисками этого туристического аттракциона мы и решили заняться, для этого нам опять нужно было попасть на противоположный берег. Мы не знали, что наш дневной проездной билет действует на паром в Бад Шандау, это выяснилось уже вечером в гостинице. Совершив досадный промах, приобретаем билет туда-обратно за 2 € на каждого и совершаем 5-минутную прогулку по Эльбе.

На наши вопросы по поводу трамвая прохожие не давали вразумительных ответов, многие сами были туристами и такой информацией не обладали. Подвыпивший местный житель махнул рукой в направлении от реки и мы поняли, что лучше ориентироваться по указателям. С огромным трудом, сделав приличный крюк, отыскиваем конечную остановку Kirnitzschtalbahn - так называется местная линия. Здесь нас ждёт ещё одно разочарование - трамвай только что ушёл, а ближайший и последний рейс на сегодня до Лихтенхайнского водопада будет только через час. Я было уже хотел развернуться и пойти обратно, но Ира уговорила дождаться.


Ожидая транспорт, мы наблюдали за молодой семейной парой с маленьким ребенком. Юная мать решила произвести гигиенические процедуры своему чаду и не нашла ничего лучшего, как искупать его в холодном ручье - той самой реке Kirnitzsch. Нужно отметить, что ребёнок ни разу не заплакал, а после того, как его вытерли и переодели - начал куражиться и веселиться. Его мама также делала различные выкрутасы на траве - все были довольны.

Просидев на скамейке минут 40, мы в итоге смогли прокатиться на лесном трамвае и посетить водопад. Туристов на последнем рейсе было очень мало, в вагоне кроме нас всего несколько человек. На конечной станции в лесу также было не многолюдно. Так как мы не знали далеко ли находится интересующий нас объект, то спросили у водителя, хватит ли нам времени (рейс обратно был через 20 минут)? На что он рассмеялся и уверил, что достаточно 1 минуты, чтобы дойти до угла дома. На самом деле, пройдя 30 метров мы увидели небольшой водопад: видимо дождей не было давно и он утратил былую силу.


Возвращаясь обратно я подумал о том, что немцы стараются сохранить памятники, исторические объекты, придать им новую жизнь и превратить в туристические достопримечательности. Несколько раз лесной трамвай Kirnitzschtalbahn был под угрозой закрытия, однако жители отстояли его. В России проще что-то закрыть, снести, тем или иным образом спрятать от людей. Так, размышляя об особенностях отношения к истории, мы добрались до вокзала Бад Шандау, откуда поехали на электричке в Дрезден.


Трамваи в Дрездене очень удобные. Мы купили каждому билет "на день". Он действует в течении 4 часов на любой трамвай в любом направлении и цена за взрослый 4.50 евро, подростковый (до 16 лет) 2.70. Вроде так, если ничего не путаю. Сели мы на "любой" трамвай, движущийся в центр и поехали

Доехали до Альбертплац, там пришлось выйти, потому как мое внимание привлекли фонтаны, да и дождик на время прекратился

Два, на первый взгляд одинаковых, но совершенно разных фонтана находятся по обе стороны широкой улицы

Дождик прекратился и тут же все скамеечки вокруг фонтанов заполнились молодежью. Туристов в этой части города мало, они в основном тусуются в историческом центре.

Вокруг жилой массив, в основном малоэтажные дома

Около которых полно авто"динозавров"

И очень много зелени

И тут опять полил дождь, а в округе ни души

Мы еще немного покатались на трамвае, но ничего особо интересного не нашли. разве что балкон с...не знаю что это, но раз прикрепили, значит это кому-то надо

Вернулись в начало (или это конец?) Каролаплац, опять вышли из трамвая чтобы полюбоваться до отвратительности золотым памятником "Золотой всадник"

рядом со статуей забавные фонтаны

Ах да, статуя - это саксонский князь и польский король Август Сильный, одетый в римскую кольчугу, а смотрит он в направлении Польши. Золотой всадник является символом города. Рассказывают, что во время семилетней войны один прусский солдат ночью пытался отрубить подкову коня. Он, глупец, думал, что статуя на самом деле сделана из золота. У война, естественно, ничего не вышло, но следы он на памятнике оставил. Говорят, что если хорошо искать, то можно найти эти следы. Мы не нашли, как ни вглядывались

Вот он исторический центр города, через реку Эльбе

Вот там уже туристов предостаточно, на той стороне

Вообще, я люблю дождливую погоду, солнце не светит в объектив:) Главное, чтоб дождь не хлестал под косым углом

Ездили кататься и в другой район Дрездена, в спальных районах вообще ощущение, что все вымерли, да и интересного там абсолютно ничего нет

Потому мы вернулись в центр, еще чуток помокли под дождем

Я хотела еще покататься на этом древнем пароходе, но мои мужчины возмутились и сказали, что им пора домой, греться

Ну и ладно. Дошли до центральной трамвайной остановки (где-то у меня есть фотография, поищу и в следующий раз покажу), сели на трамвай и потрамваили домой


Close