Пещерный храм Дамбулла был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14 летней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют брахминские надписи над вхом в пещеры. Храм, построенный в 150 м. скале, состоит из 5 пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках.
Девараджалена.
В небольшой пещере 14 м. скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I в . до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно, названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.
Махараджалена.
Вторая пещера, самая большая и впечатляющая, датируется I в . до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде. Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.
Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и 40 в медитации сделаны из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...
По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.
Маха Алут Вихарая.
Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера размером 27 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.
Паччима Вихарая.
Построена в I в . до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.
Девана Алут Вихарая.
Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Когда и кем построена неизвестно. В пещере 11 статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на стене, храм отремонтирован в 1915 году.

Адрес: Шри-Ланка
Дата основания: I век до н. э.
Координаты: 7°51"26.0"N 80°38"38.6"E

Содержание:

Небольшой курортный городок Дамбулла в Шри-Ланке славится на весь мир своими уникальными и неповторимыми храмами и пещерами, в которых и в наши дни можно увидеть древние статуи Будды и Вишну.

Вид храма Дамбуллы

Многие путешественники, успевшие побывать в различных уголках мира, наверное, согласятся с мнением, что именно здешняя атмосфера помогает достичь гармонии со своим внутренним миром, избавиться от стрессов и насладиться миром прекрасного. Золотой храм Дамбулла, площадь которого составляет ни много, ни мало 20 гектаров – один из самых известных буддистских храмов в Южной Азии . Он расположен практически посередине небольшого острова, в 12 км от не менее известного археологического памятника Азии – Сигирии . Храм Дамбулла построен на вершине одноименной горы, высота которой чуть более 350 метров над уровнем моря. Низина же представляет собой живописный тропический лес, оказавшись в котором каждый путешественник восхищается красотой созданной самой природой.

Скальный монастырь, который некоторые экскурсоводы называют не иначе, как пещерный храмовый комплекс, вот уже на протяжении более 22-х веков является священным местом для буддистских паломников со всех уголков нашей необъятной планеты. Золотой храм Дамбулла представляет собой святилище, состоящее из 5 больших (основных) и более 70 маленьких пещер, связанных между собой такими же разнообразными по своим размерам, коридорами. И, все же, храм Дамбулла, прежде всего, знаменит на весь мир не количеством пещер, а самой большой коллекцией статуй Будд, выполненных древними мастерами в лежачем, сидячем и стоячем положениях. Некоторые из этих скульптур достигают высоты более 15-ти метров. Справедливости ради стоит заметить, что в Золотом храме хранятся и древние статуи трех королей, некогда правивших в Шри-Ланке, статуи богов и богинь, которым поклонялись древние люди, и которых до сих пор чтят буддисты.

Вход в храм

Золотой храм Дамбулла: история

Согласно историческим документам, обнаруженным учеными на этом месте, первые пещеры храма Дамбуллы были основаны еще в I веке до нашей эры. Скальная пещера некогда принадлежала королю Валагамбаха, который в период своего изгнания из Анурадхапуры, провел в ней более 14-ти лет. После возвращения себе трона монарх возвел первый пещерный храм и, в знак огромной благодарности и признательности монахам, которые помогли королю выжить в непростые для него времена, даровал его Буддистскому Ордену. К слову, этот исторический факт увековечен в брахманских надписях, расположенных прямо над входом в Дамбуллу.

Именно с того времени Золотой храм Дамбулла стал священным местом для буддистских паломников. Археологам, работавшим на святом месте, также удалось выяснить, что рукотворный пещерный храмовый комплекс неоднократно реставрировался и обновлялся: восстановительные работы велись практически при каждом новом правители острова Шри-Ланка. Так, например, в XII веке, во времена правления короля Ниссанкамаллы 73 статуи Будды из 153-х были покрыты чистейшим золотом и, как нетрудно догадаться, с тех пор пещерный комплекс Дамбулла стали называть «Золотым храмом» .

Ступа со статуями Будд в пещере Маха Раджа Вихарая

В XVIII веке также были внесены изменения, как в архитектуру храмового комплекса, так и в настенную роспись. По утверждениям историков, примерно в начале XVIII века на прилегающей к храму территории проживала целая династия знаменитых художников, которые и приложили свою руку к храмовой росписи Дамбуллы. Наверное, многим путешественникам, желающим ближе познакомиться с новой культурой, будет интересно узнать, что площадь фресок и наскальных буддистских рисунков, на которых запечатлена практически вся жизнь Будды (рождение, прозрение, семь недель после озарения, отречение от богатой жизни, чтение проповеди), составляет 2 300 квадратных метров. Это уникальная в своем роде галерея наскальной живописи, которая, безусловно, имеет культурное и историческое значение не только для буддистской религии, но и для всего человечества.

Золотой храм Дамбулла: 5 пещер

Как уже было сказано выше, Золотой храм Дамбулла состоит из пяти пещер, каждая из них имеет свое название и свои отличительные особенности: Девараджалена, Махараджалена, Маха Алут Вихарая, Паччима Вихарая, Девана Алут Вихарая, на каждой из них, пожалуй, стоит остановиться несколько подробнее.

Оказавшись в первой из пяти пещер храма Девараджалене, путешественник может увидеть возлежащую 14-метровую статую Будды, у ног которой сидит преданный ученик Ананда, а у изголовья восседает сам бог Вишну. К слову, к входу в эту пещеру примыкает часовня, посвященная богу Вишну, в ней до сих пор с завидной регулярностью проводятся ритуалы. Кроме этих скульптур в разных частях пещеры расположены еще 4 статуи Будды. Как утверждают археологи, все они были созданы еще в I веке до нашей эры при правлении короля Валагамбаха. Если скульптуры сохранились до наших дней в довольно пристойном виде, то этого нельзя сказать о наскальных росписях и фресках. Здесь они довольно плохо проглядываются из-за толстого слоя сажи. По рассказам экскурсоводов, копоть на стенах и потолке образовалась в результате постоянного горения лампад и окуривания пещеры благовониями.

Вторая пещера, в которой оказывается странствующий путешественник после посещения Девараджалены, называется Махараджалена. Путника в ней «встречает» деревянная статуя короля Валагамбаха, рука которого поднята в нравоучительном жесте. Это самая внушительная по размерам пещера всего рукотворного храмового комплекса Дамбуллы .

Лежащий Будда

Она также как и Девараджалена, датируется I веком до нашей эры. Удивительно то, что здесь в непосредственной близости к скульптуре Будды стоят статуи Майтреи и Наты, Упульваны и Саманы, что, собственно, делает это храм единственным местом на всей территории острова Шри-Ланка, в котором боги стоят рядом друг с другом. Всего в пещере Махараджалена более 10 стоящих статуй Будды и еще около 40 в медитации. Сделаны они не только из гранита, но и из дерева, и даже, из кирпича. В Махараджалене чудом считается источник, вода из которого течет по стенам, среди резных узоров не вниз, а вверх. Оказавшись в самой высокой точке, она падает вниз, где расположена золотая чаша, вокруг которой и восседают статуи Будды в состоянии глубокой медитации.

Паччима Вахарая относительно небольшая пещера Золотого храма Дамбулла. В ее центре стоит ступа, в которой по преданиям хранились сокровища супруги основателя храма. Удивительно, но по рассказам экскурсоводов, совсем недавно она была разграблена искателями драгоценностей, и о местонахождении священных предметов сейчас ничего неизвестно.

Маха Алут Вихарая сравнительно «молодая» пещера. Датой ее постройки считается XVIII век, время, когда правил последний из правителей Канди. Пещера также как и другие заполнена большим количеством статуй Будды (спящим, медитирующим, стоящим). Потолок поражает своим разнообразием изображений божества. В официальных документах можно найти информацию о том, что потолок пещеры Маха Алут Вихарая украшают более 1 000 картин медитирующего Будды.

Девана Алут Вихарая еще более «молодая» пещера, которая до недавнего времени (начало 20 века) служила складом. Точная дата ее перестройки неизвестна. Однако некоторые настенные записи свидетельствуют о том, что в данной пещере реставрационные работы проводились в 1915-м году. Кроме 11 статуй Будды в ней расположены скульптуры бога Вишну в различных позах.

Золотой храм Дамбулла: наши дни

Золотой храм Дамбулла ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Организация ЮНЕСКО занесла пещерно храмовый комплекс в список Всемирного наследия , поэтому он, как и многочисленные другие, важные для человечества памятники истории и архитектуры, находится под постоянной охраной. «Это поистине удивительное место, оказавшись в котором, все мирские мысли остаются «за порогом». Полуденный зной быстро сменяется пещерной прохладой, которая просто-таки располагает к созерцанию многочисленных картин и фресок, статуй Будды и богов», - делится своими впечатлениями один из путешественников, посетивший золотой храм Дамбулла в Шри-Ланке. Не лишним также будет добавить, что для посещения храма каждому туристу необходимо приобрести входные билеты, стоимость которых относительно невысока: 10 долларов для детей и 15 для взрослых.

Главная достопримечательность города Дамбулла - Золотой храм. Шри-Ланка полна святынями и храмами, но это место выделяется из общей картины. В уникальном пещерном храме, можно рассмотреть многовековые статуи Будды и Вишну. Многие туристы, побывавшие в разных городах мира, сходятся во мнении, что здешняя атмосфера неповторима. Она помогает избавиться от стрессов, прийти к гармонии со своим внутренним миром и еще больше полюбить жизнь. Давайте познакомимся с этим храмом поближе!

Общая характеристика

Золотой храм Дамбулла считается одним из наиболее известных буддистских храмов во всем мире. Он занимает 20 гектаров земли и находится практически посредине острова Шри-Ланка. Дамбулла (храм) построен на одноименной горе, высотой немногим более 350 метров. В 12 километрах от храма находится не менее известный археологический памятник Шри-Ланки - скальное плато Сигирия. Низина горы Дамбулла представляет собой тропический лес с живописными пейзажами. Оказавшись в нем, можно часами любоваться природными красотами. Лес еще больше усиливает впечатление от посещения храма.

Скальный монастырь, или как его еще называют, пещерный храмовый комплекс является священным местом для паломников со всего мира, исповедующих буддизм, по меньшей мере, уже порядка 21 века. Дамбулла (храм) представляет собой святилище, в состав которого входят 5 больших и более 70 мелких пещер, которые связаны между собой разнообразными по габаритам и конфигурации коридорами. Но мировую известность храм получил не за количество пещер, а за самую большую коллекцию статуй Будды, созданных местными мастерами. Здесь можно встретить лежачих, стоячих и сидящих Будд разной высоты. Самые крупные статуи превышают по высоте 15 метров. В Золотом храме также можно увидеть статуи трех королей, некогда возглавлявших Шри-Ланку, а также богов и богинь, которых чтили древние люди. Некоторые из этих статуй по сей день сильно почитаются буддистами.

Исследовав исторические документы, найденные в этом месте, ученные выяснили, что первые пещеры храма Дамбулла были основаны в первом веке до нашей эры. Все началось с того, что король Валагамбаха, после изгнания из Анурадхапары, поселился в скальной пещере и прожил там немногим более 14 лет. Вернув себе трон, он возвел первый в истории пещерный храм и даровал его буддистскому ордену. Таким образом, монарх отблагодарил монахов, которые помогли ему выжить в особо сложные периоды жизни. С этим историческим фактом можно познакомиться у входа в пещерный храм Дамбулла.

После того как Золотой храм был подарен монахам, буддистские паломники стали считать его святым местом. Археологи, изучающие храм, обнаружили, что рукотворный комплекс неоднократно подвергался реставрации и обновлению. Меры по его восстановлению принимались практически при каждом правителе Шри-Ланки. В двенадцатом веке, когда в стране правил король Ниссанкамалла, 73 статуи Будды покрыли чистым золотом. Именно с тех пор пещерный храмовый комплекс стали называть золотым.

В восемнадцатом веке храм Дамбулла (Шри-Ланка), фото которого хорошо иллюстрирует его возраст, получил весомые изменения, коснувшиеся как архитектуры комплекса, так и настенной росписи. По сведению историков, примерно в начале восемнадцатого века на территории, прилегающей к храму, проживала целая династия профессиональных художников. Они приложили свою руку к росписи комплекса. Площадь наскальных буддистских рисунков и фресок составляет 2300 м 2 . На них изображена чуть ли не вся жизнь Будды: рождение, озарение, семь недель после прозрения, отречение от богатства и чтение проповедей. Эта галерея наскальной живописи уникальна в своем роде. Она имеет огромное культурное и историческое значение не только для буддистов, но и для всего человечества.

Как вы уже поняли, Дамбулла (храм) имеет пять крупных пещер. У каждой из них есть свое название и особенности, и на каждой из них мы остановимся подробнее.

Девараджалена

Попав в первую из пяти пещер, турист может увидеть 14-метрогвую возлежащую статую Будды. У ее ног сидит ученик Ананад, а у изголовья - сам бог Вишну. К входу в пещеру Девараджалена примыкает часовня, построенная в честь бога Вишну. В ней по сегодняшний день довольно часто проводят разнообразные ритуалы. Кроме описанных скульптур, которые можно встретить на входе в пещеру, есть еще четыре статуи Будды, расположенные в разных частях пещеры. Согласно сведениям археологов, все эти скульптуры были созданы еще в первом веке до нашей эры, во времена правления короля Валагамбаха.

Скульптуры сохранились до наших дней довольно хорошо, чего нельзя сказать о фресках и наскальных росписях. Их плохо видно из-за толстого слоя сажи на стенах и потолке. Как рассказывают экскурсоводы, копоть образовывается из-за постоянного окуривания пещеры благовониями и горения лампад.

Махараджалена

Это следующая пещера, в которую обычно попадает путешественник после Девараджалены. Здесь путников «встречает» статуя того самого короля Валагамбаха. Его рука поднята вверх, будто он учит кого-то жизни. Эта статуя является самой крупной во всем рукотворном комплексе Дамбулла. Она, так же как и статуи пещеры Девараджалена, датируется первым веком до нашей эры. Удивительным является тот факт, что здесь прямо возле скульптуры Будды установлены статуи Упульваны и Саманы, Майтреи и Наты. Благодаря этому Золотой храм Дамбулла стал единственным местом во всей Шри-Ланке, где можно встретить стоящие по соседству статуи богов. Всего в Махараджалене находится более десятка стоящих статуй Будды и порядка сорока - в медитации. Из гранита сделаны далеко не все из них. Некоторые выполнены из дерева и даже кирпича.

Еще одной отличительной чертой Махараджалены является источник воды, который нельзя назвать иначе как чудо. Дело в том, что вода из него течет по стенам, среди всякого рода узоров, не вниз, а вверх. Достигнув самой высокой точки, она просто падает в золотую чашу. Вокруг чаши можно увидеть множественные скульптуры Будды в медитации.

Паччима Вахарая

Среди пятерки крупных пещер эту можно назвать относительно небольшой. В центре пещеры Паччима Вахарая располагается ступа. В ней, согласно преданиям, хранились сокровища, принадлежащие супруге основателя храмов. Экскурсоводы рассказывают, что совсем недавно эту ступу разграбили искатели драгоценностей, но о месте нахождения священных аксессуаров на сегодняшний день ничего неизвестно.

Маха Алут Вихарая

Эта пещера считается относительно молодой. Ее постройка датируется тринадцатым веком нашей эры. В те времена в государстве главенствовал последний представитель правителей Канди. Как и другие пещеры, Маха Алут Вихарая заполнена большим количеством скульптур Будды, в разных положениях. Потолок пещеры удивляет разнообразием изображений Будды. Согласно официальным документам, потолок украшают более 1000 картин медитирующего Будды.

Девана Алут Вихарая

Эта пещера считается самой молодой из крупной пятерки. До начала двадцатого века здесь был склад. Когда ее построили, точно неизвестно. Однако на стенах есть информация о том, что в 1915 году здесь производились реставрационные работы. Кроме 11 скульптур Будды, здесь располагаются многочисленные скульптуры бога Вишну во всяческих позах.

Золотая статуя Будды

Храм Дамбулла (Шри-Ланка), описание которого мы рассмотрели, у многих ассоциируется с огромной статуей сидящего Будды, которую можно встретить у подножия горы Дамбулла. Ее высота составляет 30 метров. Это современная статуя, которая пока что не несет никакой ценности, кроме эстетической. В здании, на котором расположена эта статуя, находится музей буддизма. С этого живописного места начинается подъем к храму. Наверх ведет каменная лестница.

Храм Дамбулла сегодня

В храм Дамбулла (Шри-Ланка) ежегодно приезжают сотни тысяч путешественников со всего мира. Так как организация ЮНЕСКО включила его в список Всемирного наследия, он, как и многие другие памятники архитектуры и истории, находится под пристальным надзором.

Чтобы попасть в Золотой храм, необходимо приобрести входной билет. Его стоимость составляет 15 долларов для взрослых и 10 для детей. При входе в пещерный комплекс посетителей просят снять обувь. Сразу после посещения, ее можно забрать за 25 рупий. Эта плата взимается за охрану обуви. Те, кто не хочет платить за данную услугу, просто оставляют свою обувь в стороне, без присмотра. В таком случае за ее сохранность никто не отвечает. Посетителям, оплатившим входной билет, дается два часа на то, чтобы хорошо рассмотреть храм Дамбулла (Шри-Ланка). Время посещений достопримечательности: 7.30-18.00.

Так как пещерный храм располагается на скале, к нему нужно подняться. Подъем простой, но многим он может показаться затяжным. Посещать достопримечательность разрешается только в закрытой одежде, то есть, шорты, и короткие юбки здесь запрещены. Багаж, в отличие от обуви, можно оставить на полицейском посту совершенно бесплатно.

Интересно отметить, что на всей территории храма можно встретить свободно разгуливающих обезьян. Они привыкли к большим количествам людей, поэтому совершенно их не боятся. Когда солнце начинает прятаться за горизонтом, сюда прилетают сотни ласточек. Проведя ночь на территории буддистской святыни, они покидают ее с рассветом.

Дорога в Дамбуллу

Добраться в город из соседних городов совсем несложно. Есть три способа:

  1. Автобус. Автобусная остановка расположена в полутора километрах от пещерного храма, около башни с часами. Сюда ходят автобусы со всех основных городов островного государства. Дорога с Канди, Полоннарувы или Анурадхапуры в Дамбуллу занимает 2 часа и стоит 50 рупий. Добраться из Сигирии в Дамбулу можно за 40 минут и 20 рупий. Из столицы Шри-Ланки - городка Коломбо, ехать Дамбулу дольше и дороже. На дорогу уйдет порядка 4 часов и 150-200 рупий.
  2. Поезд. Этот способ менее популярен среди туристов, так как ЖД станция находится в 23 километрах от Дамбуллы. Сюда ходят поезда из Коломбо, Баттикалоа и Тринкомали. Добраться до города от станции можно на автобусе или тук-туке.
  3. Автомобиль. Лучше всего ездить по Шри-Ланке на арендованном авто или на машине с водителем-гидом. Конечно, такая поезда обойдется дороже, но полная свобода действий того стоит.

Заключение

Дамбулла (храм) является удивительным местом, оказавшись в котором, можно забыть обо всех мирских мыслях. Летний зной здесь быстро сменяется на пещерную прохладу, которая прямо-таки располагает к знакомству с фресками картинами и статуями. Золотой храм Дамбулла - это уникальное место, сокровищница буддизма, посещая которую, удовольствие и полное умиротворение получает абсолютно каждый человек, и даже тот, кто совершенно далек от религиозных предрассудков.

shus 2013

Немного истории и общей информации

Знаменитый пещерный храмовый комплекс Дамбулла (синг. Rangiri Dambulu Vihara) расположен на широкой каменной террасе, находящейся на юго-западном склоне огромного вытянутого с юго-востока на северо-запад скального холма Дамбулу Гала (Dambulu Gala), который возвышается над окружающей его равниной на высоту около 180 м.

Западное и южное подножье Дамбулу Гала представляет собой нагромождением огромных валунов. Полученные в результате археологических раскопок данные говорят о том, что пещеры, обустроенные в пространствах между и под этими валунами служили жилищем не только для буддистских монахов с 3 в. до н.э., но и для древних обитателей острова, населявших эти места еще в доисторические времена.

С приходом буддизма на Шри Ланку и принятием его в качестве государственной религией первым ланкийским буддистским королем Деванампия Тиссой в 3-ем веке до н.э. в Дамбулле был основан один из первых на острове буддистских монастырей, в состав которого входило около восьмидесяти пещерных жилищ монахов.

Первое упоминание в сингальских хрониках о Дамбулле, как храмовом комплексе, относится к 1-ому в до н.э. – периоду правления короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba) (103 до н.э. и 89-77 до н.э.), который использовал Дамбуллу и Михинтале в качестве убежища в период 14-тилетней оккупации Анарадхапуры тамилами.

После изгнания оккупантов и возвращения в Анурадхапуру в качестве правителя Шри Ланки Ваттагамани в знак признательности приказал обустроить около холма Дамбулла буддистский монастырь, обработать скальную нишу на верхней террасе и оборудовать в ней три храма – нынешние Пещеры N1, N2, N4. Согласно преданию в них до сих пор находятся несколько каменных статуй, высеченных во времена Ваттагамани.

В каком виде Дамбулла существовала в последующие тысячу лет доподлинно неизвестно, т.к. следующее упоминание о ней в исторических хрониках относится уже к периоду правления первого короля Полоннарувы Виджая Баху I (Vijaya Bahu I) (1055-1110 г.г), который также занимался обустройством и улучшением монастыря и храмов Дамбуллы.

Последние в ранней истории Шри Ланки значительные пожертвования храмам в Дамбулле были сделаны королем Полоннарувы Ниссанка Маллой (Nissanka Malla) (1187–1196), о чем свидетельствует его эдикт высеченный на скале справа от Пещеры N 1. В нем утверждается, что Ниссанка Малла приказал позолотить 50 статуй Будды, и выделил значительную сумму для проведения грандиозной пуджи (праздничного ритуала).

В этой же надписи сообщается, что Ниссанка Малла дал пещерному храму, который с древних времен согласно историческим хроникам назывался Джамбукола Вихира (Jambukola Vihara), новое (или дополнительное) название – «Пещера золотой горы» (санскр. Suvarna giri guha).

Современное название храмового комплекса «Рангири Дамбулу Вихара» (Rangiri Dambulu Vihara) является объединением этих двух древних названий, т.к. палийское Джамбукола со временм трансформировалось в сингальское «Дамбулу», а «Золотая гора» по-сингальски звучит как «Рангири» (ran (золотой) + giri (гора)).

Следующие упоминания о Дамбулле относятся уже к эпохе Канди, а свой нынешний вид храмовый комплекс получил в период правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82), который подверг храмовый комплекс основательной реконструкции и дополнениям, а так же соорудил и обустроил еще одно святилище – Пещеру N3.

Последним крупными дополнениями и изменениями, произведенными в Дамбулле, были сооружение «Второго нового храма» (Пещера N5, время постройки – предположительно в начале 20-го века) и осуществленная в 1938 году масштабная реконструкция внешней части храмового комплекса, которая включала в себе сооружение крытой галереи вдоль всех пещер, обустройство подходов и прилегающей площадки и т.п.

От тикет-офиса до пещерных храмов

У юго-западной оконечности скального холма рядом с автодорогой А9 (Джафна-Канди) находится площадка, с которой и начинается посещение Дамбуллы (см. план-карту ниже). Здесь расположены автобусная остановка, парковка, тикет-офис (2) , небольшая ступа (1) и помпезный храм, увенчанный гигантской скульптурой Золотого Будды (3) , слева от которого начинается лестница, ведущая к пещерным храмам (4) . Метрах в трехстах южнее ступы у обочины дороги находится музей Дамбулы (5) , а чуть дальше него – арка с макара-тораной (6) , от которой так же можно пройти до пещерных храмов (см. карту).

При самостоятельном посещении Дамбуллы надо быть очень внимательным и не забыть приобрести входные билеты в тикет-офисе, который находится справа от храма с Золотым Буддой. Контроль билетов расположен на самом верху: во входном павильоне перед входом на площадку перед пещерными храмами (8) , а до этого никто и никак не напоминает о необходимости приобретения билетов и не проверяет у туристов их наличие. Случалось, что людям уже поднявшимся до пещерного комплекса, приходилось спускаться обратно вниз за билетами.

Мы планировали подняться от Золотого Будды (3) до пещерных храмов (9) , а затем спуститься вниз по пологой скале до арки (6) и пройти к музею (5) (где нас должен бы был ждать водитель). Кроме этого я собирался подняться на макушку скального холма (там есть дырка в ограждении и тропинка, идущая вверх по заросшей ложбине) и объехать вокруг Дамбуллы (посмотреть некоторые намеченные места).

Но как только мы добрались до Дамбуллы зарядил дождь, который довольно быстро перешел в сильный ливень. По этой причине свои планы пришлось ограничить походом до пещерных храмов и обратно.

Метрах в десяти от выхода с парковки находится сияющая свежей позолотой небольшая ступа.

Если пройти от нее немного влево и вперед, то открывается вид на «Золотой храм Дамбулла» («Golden temple of Dambulla» – так написано на табличке над входом).

Название «храм» предназначено для удобства европейцев (под таким именем Дамбула внесена и в список Мирового наследия). Само строение относится к буддистскому монастырю Рангири Дамбулу Вихара, а храмов в привычном нам смысле у буддистов тхеравады попросту нет (изваяния Будды являются всего лишь памятниками Учителю и никакой мистической силой не обладают).

Справа от площадки перед «Золотым храмом» находится административное здание (см. левое фото ниже), с обратной (от дороги) стороны которого и располагается тикет-офис (правое фото ниже). Невысокая стоимость билета (по меркам остальных объектов «Культурного треугольника») – 1500 рупий (~$12) в Дамбулле вероятно компенсируется ее большой проходимостью, т.к. «Золотой храм» расположен прямо около одной из главных туристических магистралей A9 примерно на полпути между Канди и Анурадхапурой и наверное нет такой тургруппы, которая миновала бы это место.

При посещении буддистских храмов существует определенный дресс-код, поэтому девушек в трусах и с голыми плечами (левое фото ниже) в пещерные храмы дальше входного павильона не пустят, если только кто-нибудь не поделится с ними платками и саронгами (я не уверен, но по-моему на Шри Ланке в отличии от других стран в тикет-офисах такие вещи в прокат не выдают).

Вход в современное здание монастыря, больше похожего на диснейлендовский павильон, оформлен в виде головы киртимукхи (kirtimukha ) – мифического чудовища, являющегося центральным элементом традиционной ланкийской арки макра-торана (makara-torana ) и украшен вывеской «Golden Temple Dambulla». Образ киртимукхи обычно несет в себе определенный символизм, но здесь его изображение скорее всего используется для придания зданию большей экзотичности.

Внутри здания согласно вывески находится «Buddhist museum», но мы туда не заходили.

Начало каменной лестницы (4) , ведущей к пещерным храмам, расположено слева от здания «Золотого храма» за бутафорской каменной аркой.

Метров через двадцать лестница выходит на плоскую скальную «спину» и дальше движение продолжается по широкой дорожке, которая представляет собой огороженную поручнями поверхность скалы (с двумя или тремя короткими лестничными пролетами).

Еще метров через сто дорожка выходит на «перекресток» (7) с другой тропой, идущей по широченной скальной «спине» снизу от придорожной арки с макара-тораной (6) (см. карту выше).

От перекрестка путь наверх лежит по крутым каменным лестницам, которые перемежаются короткими грунтовыми площадками.

Перед выходом на длинный пологий участок скалы перед входным павильоном пещерных храмов я усадил супругу под дерево, а сам отправился на прилегающую скалу посмотреть как выглядит уходящая вверх зеленая лощина.

Поросшая густым лесом лощина и возвышающаяся над ней вершина Дамбуллы выглядели очень привлекательно, а тянущееся вдоль скалы проволочное ограждение имело несколько рукотворных проходов (вероятно проделанных местными краеведами).

Но дождь продолжал лить как из ведра и, выбросив из головы дурные мысли, я вернулся назад на лестницу, чтобы продолжить путь к пещерным храмам.

Метров за сто пятьдесят до террасы с пещерными храмами лестница переходит в череду широких мощеных площадок, которая оканчивается пунктом хранения обуви (в буддистские священные сооружения можно входить только босиком) и входным павильон с контролем билетов.

Пещерный храмовый комплекс Дамбулла

Храмовый комплекс Дамбулла расположен на широком каменном уступе на высоте около 100 м над уровнем окружающей равнины. Он состоит из пяти пещерных храмов, расположенных в череде естественных скальных ниш, которые были углублена и расширены при строительстве храмовых помещений. Пещера N1 (1) отделена от других пещер скальным выступом, а остальные пещерные храмы разделены между собой обычными кирпичными стенками.

Левое фото ниже: вид с крыльца входного павильона на Пещеру N1, правое фото: вид от Пещеры N4 в сторону входа (на переднем плане – водоем).

О происхождении и времени первого упоминания названия всего храмового комплекса написано выше, а вот как назывались отдельные пещеры в древности доподлинно неизвестно – их нынешние названия впервые упоминаются в исторических хрониках только в начале 18 века.

Вдоль пещер протянулась широкий двор длинной около 130 м, площадка которого представляет собой выровненную каменными плитами пологую поверхность скалы. Со стороны обрывы площадка огорожена традиционной волнообразной оградой «валакулу бемма » (4) . На самом краю площадки напротив Пещеры N 1 вплотную к ограде расположена платформа с деревом Бодхи (бодхигхара ) (5) .

Ограда «walakulu bemma» представляет собой ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями, и символизирует буддийскую триратну (triratna – «Три драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха).

К фасадной части всех пещер пристроена приподнятая над уровнем двора современная веранда-галерея (6) с наклонной крышей, арочными оконными и дверными проемами, на которую с территории двора можно подняться по небольшим каменным лестницам.

Пещера N 1 – Девараджалена (Devarajalena, Пещера повелителя богов)

К передней части Пещеры N1 (как и остальных пещер) примыкает веранда с арочными проемами и наклонной крышей. Вход на веранду оформлен в виде портала, перед которым находится небольшая (три ступеньки) каменная лесенка, а справа от нее – округлая каменная емкость и площадка для омовения ног, подозрительно напоминающая шиваитскую питху с отломанным лингамом.

Справа от веранды Пещеры N1 под небольшим навесом расположена наскальная надпись, содержащая эдикт короля Ниссанка Малы (1187 – 1196 г.г).

Надпись представляет собой идеально выровненный участок скалы размером 1.75 м на 1.1 м, на котором высечены 25 линий текста, выполненного старосингальским алфавитом.

Вход в пещеру обрамляет традиционная арка макара-торана . Здесь она выглядит довольно непрезентабельно (если не сказать больше) и примечательна только «нестандартными» головами макар .

На Шри Ланке практически во всех храмах над входным проемом располагается традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торaна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

Практически все помещение пещеры заполнено расположенной вдоль задней стены огромной (около 14 м) статуей лежащего Будды (Махапаринирвана Будды). Полностью высеченная из камня и покрытая стукко скульптура считается одной самых древних в Дамбулле.

У северо-западной стены, рядом с головой Будды находится вход в небольшое святилище Вишну-Упулвана, над двустворчатой дверью которого располагается изображение мифической птицы Гаруды – ездового животного (ваханы) бога Вишну.

Справа от ног Будды в углу располагается статуя его любимого ученика и сводного брата Ананды, а рядом с ним – еще одно изваяние Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна-асана ), позади которого на стене изображен разноцветный ореол.

Потолок пещеры разрисован традиционными буддийскими сюжетами, но в настоящее время многие росписи почти не видны из сильного слоя копоти – результат многолетнего использования масляных светильников.


Слева от входа в пещеру на той же веранде располагается девале Вишну-Упулвана (3) (синг. devale – храм божества, а Упулван – это имя Вишну в ланкийском буддизме).

Девале расположен точно напротив того места, где в пещере находится двустворчатая дверь святилища Вишну. Как я понял, это одно и тоже святилище Вишну-Упулвана, но с двумя входами, при чем скорее всего внутренний вход – средневековый, а тот, что снаружи – современный.

При девале находятся два приветливых улыбчивых служителя. Тот, который сидит, вероятно является капуралой этого храма (капурала (kapurala) – это уважаемый буддист из наследственной линии, который выполняет функции главного священника (пуджари ) в таком вот буддистском, но не буддийском святилище).

Пещера N 2 – Махараджалена (Maharajalena, Пещера Великого Правителя)

Махараджалена является самой большой и самой впечатляющей пещерой комплекса. Внутри нее находятся 56 разнообразных скульптур, а ее размеры составляют 38 м в ширину, около 23-х м в глубину и 6.4 м в высоту в передней части пещеры.

Чтобы попасть в Пещеру N2 надо подняться по одной из двух каменных лестниц на общую с соседней Пещерой N3 веранду-галерею. Веранда находится в глубине, под скальным козырьком, поэтому над ней снаружи хорошо видна традиционная катарама – небольшой карниз в виде неглубокой канавки, вырубленный вдоль скалы для защиты от стекания дождевой воды внутрь пещеры.

В пещеру ведут два входа левый (северо-западной) и правый (юго-восточный), но попасть в нее можно только через левый вход (он же является и центральным, т.к. напротив него расположен главный образ этого святилища), поскольку дверь правого входа постоянно заперта.

В правом (юго-восточном) конце веранды находится небольшая ступа.

Главный вход в Махараджалену также украшен традиционной макара-тораной (см. выше).

Сразу слева от входа у стены расположена деревянная статуя короля Ваттагамани (Валагамбы), по чьему указанию согласно преданию был сооружен этот храм.

Огромный потолок пещеры и ее стены расписаны буддийскими сюжетами.

Настенные фрески в этой пещере имеют некоторое тематическое распределение: росписи левой части пещеры (напротив главного входа) в основном посвящены сюжетам из жизни и деяний Будды, а правой (юго-восточной) – преданиям по теме «Будда, буддизм и Шри Ланка»: встреча короля Деванампия Тиссы и махатхеры Махинды, строительство ступ, история Дерева Бодхи, поединок короля Дуттагамани с Эларой и т.п.

Сразу напротив входа почти посередине зала находится скульптурная группа, в центре которой расположен главный образ храма – высеченное из камня изваяние Будды в человеческий рост с правой рукой в абхая-мудре (жесте защиты). Статуя установлена на лотосовом троне в неглубокой нише упирающегося в потолок портала, верхняя часть которого выполнена в виде макара-тораны (считается, что это одна из статуй, подаренных храму Ниссанка Маллой).

По бокам от портала с образом Будды располагаются две фигуры серебристого цвета: справа – статуя бодхисатвы Майтреи (Будды следующей кальпы), а слева – буддистского бога-охранителя Натха (Natha), который является ланкийской трансформацией махаянского бодхисатвы Авалокитешвары.

Головной убор Натхи вверху украшен изображением Будды Амитабхи (это традиционный атрибут Авалокитешвары), а по центру – синха-мукхой (sinha-mukha – львиный лик). Бодхисатва Майтрея изображен с брахманским шнуром.

Рядом со статуей Ваттагамани находится фигура сидящего в позе медитации Будды, а чуть дальше вдоль правой (северо-западной) стены расположены в ряд еще пять подобных изваяний сидящего Будды, уменьшающихся в размере слева направо в соответствии с наклоном потолка.

Считается, что расположенные по центру на едином пьедестале три статуи Будды представляь собой изображение трех «исторических» будд прошлых эпох (кальп): Какусанду (Kakusanda), Конагаману (Konagamana) и Касссапу (Kassapa).

Головы всех скульптурных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Это традиционный элемент присутствует пожалуй у всех образов Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5 в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V (92), ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и бьямаппабха (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Позади статуи Майтреи у задней стены храма расположены две статуи богов-охранителей ланкийского буддизма. Левая фигура с кожей синего цвета является изваянием бога Упулвана-Вишну (Upulvan) – защитника буддийского учения на Шри Ланке, а правая (с золотистой кожей) изображает бога Самана (Saman) – охранителя буддистских мест.

Вдоль задней стены выстроились разнообразные по виду, стилю и размеру изваяния Будды, среди которых есть статуя, изображающая Будду со скрещенными на груди руками (см. ниже у левого обреза фотографии), которая вероятно является репликой статуи из в Полоннаруве.

В правом (юго-восточном) конце пещеры почти по центру зала расположено небольшое ограждение из кирпича и металлической сетки с находящимся внутри него большим глиняным горошком, в который непрерывно капает вода из трещины на потолке. По преданию вода ни разу не прекращал капать за все время существования храма – даже в период самых сильных засух. Вода из этого источник считается священной и целебной и используется только в ритуальных целях.

Примерно такие же, но ничем не огороженные горшки расставлены и вдоль центра зала.

Справа от чудодейственного источника вдоль наружной стены пещеры рядом с закрытой дверью располагается статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) и несколько изваяний сидящего и стоящего Будды.

Около наружной стены между главным входом и статуей лежащего Будды возвышается полусферическая ступа, окруженная фигурами 11-ти сидящих в дхьяна-асане (позе медитации) Будд).

«Северный» и «южный» Будда изображены укрытыми капюшонам царя нагов (мифических гигантских змей) Мучалинды.

Образ Мучалинды во всех храмах Дамбуллы несколько отличается от традиционного – здесь царь нагов изображается с тремя головами (обычно их пять или семь).

Пещера N 3 – (Maha Alut Vihara, Великий новый храм)

Во время великой реконструкции Дамбуллы королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82 г.г.) подсобное помещение, находившееся слева от Пещеры N2, было расширено, углублено и отделено от Пещеры N 2 кирпичной стеной, а в образовавшейся скальной нише было обустроено святилище под названием Маха Алут Вихара. За этот поступок король получил большую заслугу и значительно улучшил свою карму, а его статуя как главного дарителя этого храма была установлена справа от входа в эту пещеру.

Внутрь Маха Алут Вихары можно попасть через украшенный традиционной макара-тораной арочный входной проем, который расположен примерно по центру пещеры.

Справа от входа рядом с окном находится статуя создателя этого святилища – короля Кирти Шри Раджасинхи.

Прямо напротив входа располагается главный образ этого храма: фигура сидящего в позе медитации Будды за спиной которого расположена арка с макара-тораной , а справа и слева установлены две статуи стоящего Будды, представляющие собой реплики .

Сразу слева от входа вдоль наружней стены можно увидеть три изваяния сидящего Будды, а в ряд за ними – несколько статуй, изображающих стоящего Будду.

Большая часть потолка пещеры расписан мотивом тысячи Будд.

Практически все пространство вдоль левой (северо-западной) стены занимает огромная статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около 9 м.

Вдоль задней стены расположены в ряд многочисленные изображения (в основном однотипные статуи стоящего Будды).

Пещера N 4 – Паччима Вихара (Pachchima Vihara, Западный храм)

Паччама вихара своей планировкой отличается от других храмов Дамбуллы: ее глубина в полтора раза больше ширины (пещера имеет около 13.5 м в глубину, 8.2 м в ширину и около 8 м в высоту (на уровне входа)).

Внутрь Пещеры N5 ведет узкий, ничем не украшенный входной проем, сделанный в начале боковой стены пещеры.

В пещере доступна для посетителей приблизительно ее третья часть (остальное пространство отгорожено деревянными лавочками).

Сразу слева от входа находится оконный проем (он сделан в торцевой стене пещеры), а практически напротив входа у западной стены располагается главный образ Паччима вихары – высеченный из камня сидящий Будда в арке макара-торана .



Главный образ продолжает ряд подобных ему по стилю и размеру изваяний сидящего Будды.

Примерно по центру пещеры располагается небольшая ступа «Сома чайтья» (Soma Chaitiya), в которую согласно легендарному преданию были замурованы драгоценности королевы Сомавати (Somawathie), супруги короля Ваттагамани (Валагамба).

Не так давно ступа была повреждена искателями сокровищ и косая линия разлома на ее поверхности вероятно является границей между старой и восстановленной частями ступы.

У дальней стены пещеры находятся плохо различимые от входа статуи богов-охранителей Упулвана-Вишну и Самана.

Правая (восточная) стена пещеры украшена красочным рисунком, изображающим процессию архатов, делающих подношение цветами. Вдоль нее так же расположен ряд скульптурных изображений Будды разного вида и размера.

Пещера N 5 – Девана Алут Вихара (Devana Alut Vihara, Второй новый храм)

Пещеры N5 расположена немного ниже остальных пещерных храмов в самом конце площадки.

Это довольно новый храм, обустроенный на месте бывшего хозяйственного помещения в начале 20-го века, при чем точно неизвестно когда и кем он был сооружен.

Вдоль северной стены храма располагается гигантское изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около десяти метров.

Помимо этого в храме находится еще десять скульптурных изображений Будды разного размера, расположенных в голове и ногах лежащего Будды.

С того момента, как мы начали подъем к пещерным храмам, дождь не прекращался ни на минуту. Поэтому ничего не оставалось делать, как возвращаться назад к парковке и двигаться «домой», делая по дороге прощальные фото.

На фото ниже: вид на конец площадки и галерею Пещеры N5.

Мокрые и босые туристы слушают рассказ гида около еще одной местной достопримечательности, расположенной напротив Пещеры N3.

Сама достопримечательность представляет собой довольно невзрачное сооружение с десятком розовых лилий, которое носит традиционное название «Лотосовый пруд» (на плане номер 11 ).

Город Дамбулла знаменит 2000-летним Золотым Пещерным Храмом, ради которого в Дамбуллу приезжает большинство туристов. Из этой статьи вы узнаете, что стоит посмотреть в Дамбулле и как можно добраться в Дамбуллу из других городов Шри-Ланки. Для тех, кто хотел бы остановиться в Дамбулле - 5 лучших отелей, от шикарного 5* до бюджетного варианта.

Из этой статьи вы узнаете:

1 | Ради чего стоит приехать в Дамбуллу

  • посетить самый большой пещерных храм в Южной Азии с 2000-летней историей - Золотой Пещерный Храм Дамбулла ,
  • познакомиться с образцами шри-ланкийского изобразительного искусства от древних времён до наших дней,
  • прогуляться по самому большому оптовому рынку Шри-Ланки,
  • исследовать соседние достопримечательности: знаменитую крепость на скале Сигирия и древние столицы Шри-Ланки - Полоннаруву и Анурадхапуру,
  • посетить национальный парк Миннерия, чтобы увидеть слонов и других диких животных Шри-Ланки в их естественной среде обитания.

Кроме того, город Дамбулла очень удачно расположен - в центре культурного треугольника и с него удобно добираться до других исторических достопримечательностей Шри-Ланки: Сигирии , Анурадхапуры, Полоннарувы, Канди.

2 | Что стоит посмотреть в Дамбулле

Большинство туристов ограничиваются первым пунктом с списке, но при желании вы можете посетить все интересные места Дамбуллы:

Золотая дагоба возле гигантской статуи Будды и храма богини Паттини
  1. Золотой Пещерный Храм Дамбулла (Dambulla Cave Temples) - одна из главных достопримечательностей и буддистских святынь Шри-Ланки:
    • стоит посетить ради древних статуй Будды и настенной живописи 2000-летней давности;
    • часы работы:с 7:00 до 18:00;
    • цена: 1500 рупий (~ 10$),
    • подробнее - Золотой пещерный храм Дамбулла (Шри-Ланка): детальный гид по храму с фото .
  2. Музей Буддизма (Golden temple Buddhist Museum) у основания 30-метровой "золотой" статуи Будды
    • стоит посетить, чтобы увидеть образцы буддистского искусства из Шри-Ланки и других стран Азии, ознакомиться с жизнеописанием Будды по красочных картинам, изучить копию золотой ступы со священным зубом Будды (оригинал хранится в Канди и шанс его увидеть выпадает лишь редким счастливчикам);
    • часы работы: c 07:30 до 18:00;
    • цена: посещение музея входит в стоимость билета в Пещерный Храм Дамбулла.
    • GPS координаты музея: 7.855484, 80.651462.
  3. Храм богини Паттини (Sath Paththini Devalaya) с золотой дагобой перед храмом:
    • стоит заглянуть в этот небольшой храм, чтобы увидеть, как выглядит покровительница Шри-Ланки богиня Паттини, пройти вокруг дагобы по часовой стрелке, чтобы улучшить карму.
    • часы работы: c 07:30 до 18:00, дагоба - круглосуточно;
    • цена: бесплатно.
    • GPS координаты храма: 7.855643, 80.652207.
  4. Музей Дамбуллы (Dambulla Museum)
    • стоит посетить, чтобы познакомиться с примерами шри-ланкийского изобразительного искусства от древних времён до наших дней;
    • часы работы: c 07:30 до 16:30;
    • цена: 250 рупий (~ 1,6$).
    • GPS координаты музея: 7.853966, 80.652496.
  5. Оптовый фермерский рынок (Dambulla Produce Market) :
    • даже если вы не собираетесь покупать фургон бананов, прогулка по рынку даст вам представление о широком ассортименте овощей и фруктов, которые выращивают на Шри-Ланке;
    • часы работы: c 21 часов дня до 3 часов ночи;
    • цена: бесплатно
    • GPS координаты рынка: 7.865997, 80.651546

Пару фото из Музея Буддизма (Golden temple Buddhist Museum):

Статуя Будды из Северной Кореи Статуя Будды из Таиланда

3 | Как добраться в Дамбуллу

В Дамбуллу можно легко добраться на автобусе или машине, так как через город проходит две крупные дорожные артерии Шри-Ланки: Канди - Анурадхапура и Коломбо - Тринкомали. Ближайшая железнодорожная станция находится в 23 км на север от Дамбуллы - в Хабаране .

Как добраться в Дамбуллу из аэропорта Коломбо (~ 131 км)

  • комфортабельный 35-минутный перелёт до Сигирии из аэропорта Коломбо Бандаранайке обойдётся ~264$, а от Сигирии до Дамбуллы менее 20 км и их легко можно преодолеть на такси (найти авиабилеты Коломбо - Сигирия можно на сайте Aviasales);
  • трансфер на автомобиле (такси) - это около 3 часов в пути и ~80$ за авто (найти и забронировать трансфер из аэропорта Коломбо можно на сайте или );
  • арендованный автомобиль - легко и быстро забронировать автомобиль на Шри-Ланке, так чтобы получить его прямо в аэропорту, можно на сайте .
  • чтобы воспользоваться автобусом или поездом, для начала, нужно попасть из аэропорта в город Коломбо .

Как добраться в Дамбуллу из города Коломбо (~ 160 км)

  • на автобусе с кондиционером ~6$, около 4 часов в пути;
  • на поезде № 6011 в 06:05 с центрального вокзала Коломбо до Баттикалоа: ~4$ и около 5 часов в пути (выйти нужно на остановке Habarana, откуда 23 км до Дамбуллы можно преодолеть на тук-туке за ~10$);
  • на такси , которое можно заказать через сайт или найти на месте.

Обычный рейсовый автобус для бюджетных путешествия по Шри-Ланке

Как добраться в Дамбуллу из Канди (~ 72 км)

  • на любом из автобусов которые отправляются с автобусной станции в Канди и следуют в направлении Анурадхапуры (и Дамбуллы):
    • стоимость билета от 0,5$,
    • дорога займёт минимум 3 часа.
  • такси можно взять на месте или заказать на сайте .
    • стоимость от 50$ (цена зависит от ваших навыков торговаться, технического состояния и размера авто),
    • на дорогу уйдёт порядка 2 часов (по дороге рекомендую остановиться в саду специй на окраинах Канди и возле самого красивого индуистского храма Шри-Ланки - Sri Muthumariamman Kovil Temple в Матале).

Как добраться в Дамбуллу из Полоннарувы, Анурадхапуры и Сигирии

  • На рейсовых автобусах (стоимость билета от 0,3$). Только учитывайте, что большинство автобусов ездит только в светлое время суток. Расписание автобусов уточняйте на месте (на автобусной станции или в своём отеле).
  • С Дамбуллы в Сигирию (менее 20 км) можно легко доехать на тук-туке.
  • На более дальние расстояния, в Полоннаруву (70 км) и Анурадхапуру (63 км), стоит брать такси.

Планируете посетить Сигирию? Информация, которая может вам пригодится - .

4 | Дамбулла на карте Шри-Ланки

5 | Лучшие отели в Дамбулле:

Чтобы сэкономить ваше время на поиски отеля, для этой статьи были отобраны 5 лучших отелей в Дамбулле, от самого шикарного и впечатляющего ($$$$), до бюджетного и, при этом, уютного варианта ($).

Heritance Kandalama 5*, $$$$

  • это не просто самый лучший отель в Дамбулле, это один из лучших отелей на Шри-Ланке,
  • расположен на берегу живописного озера в окружении пышной тропической растительности,
  • с каждого номера открывается шикарный вид на окрестности,
  • в отеле три невероятно красивых бассейна,
  • на завтраке и ужине гостей отеля ждёт большой выбор вкусных блюд.

Номер в отеле Heritance Kandalama 5* можно забронировать на booking.com или agoda.com .

Jetwing Lake 5*, $$$

  • красивая территория с большим бассейном,
  • тихое умиротворяющее место для спокойного отдыха,
  • хорошие номера с огромными балконами и шикарным видом на окрестности,
  • вкусные завтраки, наличие сервиса по доставке еды и напитков в номера,

Номер в отеле Jetwing Lake 5* можно забронировать на booking.com или agoda.com .

Rangiri Dambulla Resort 4*, $$

  • необычный формат номеров в виде стилизованных палаток с кондиционерами и красивой мебелью,
  • красивый бассейн для отдыха после экскурсий по достопримечательностям,
  • тихое и уютное место, вдали от шумных дорог.

Номер в отеле Rangiri Dambulla Resort 4* можно забронировать на


Close